Художники пьют воду из чистого родника
Три сезона понадобилось творческому семейству из володарского села Малый Янисоль, чтобы вернуть к жизни несколько гектаров целинной степи. В этом благородном деле им помогали волонтеры из Мариуполя, Донецка, Луганска, Киева и других городов нашей страны.
Улицы без названий и особняки без номеров
Малый Янисоль - одно из живописнейших сел Володарского района. Его главное украшение, пойма реки Калка, притягивает, словно магнитом, всякого, кто ступил на эту землю. Не устояла перед чарами благословенного уголка и супружеская чета Фисун из Донецка, давно мечтавшая о месте, где можно писать картины, заниматься гончарным мастерством, а главное - черпать вдохновение из живительного источника матушки-природы.
Правда, отыскать уединенную усадьбу под зеленой крышей оказалась не так просто. Предки малоянисольцев, похоже, селились вольным стилем, а ныне живущие не удосужились снабдить свои усадьбы номерами и названиями улиц. К счастью, попался словоохотливый гражданин, по его словам, возвращавшийся «от кума».
За гончарным кругом Андрей Кириченко.
- Это которые художники? - переспросил он. - А еще - нехристи?
- Почему нехристи?
- Так они у костра танцуют под барабан, не пускают на свое пастбище скотину и не разрешают ездить по нему машинам. Нет, ребята они добрые. И насчет нехристей я ляпнул не подумавши... Только неинтересно у них. Генка с Дарьей приглашали меня, кума и еще других наших. Ну, пошли мы. А у них даже пива не выставили. А без него что за веселье?
И хотя местный мужичок уже явно успел приобщиться к «продукту», полученная информация оказалась точной. Спустя четверть часа у символических ворот корреспондента «Донбасса» встретила парочка псов самого дружелюбного вида. Такие животные обычно прибиваются к людям, чье сердце не знает зла и черных помыслов.
Магнит гончарной мастерской
Перебраться из города на постоянное место жительства на речной берег или лесную опушку мешает множество причин, и главная из них - боязнь лишиться так называемых удобств. Дарье и Геннадию, похоже, смелости занимать не пришлось.
- Я не один день объезжал ближние и дальние районы, - рассказывает глава семейства, - пока не увидел эту, порядком уже запущенную, усадьбу. Дарье ничего не сказал, просто взял с собой и вернулся в Малый Янисоль.
Поначалу контакты с местными налаживались туго. Тем не понравилось, что молодые художники запретили выпасать скот на участке, а также выбрасывать за околицу мусор.
- Мы с помощниками-добровольцами собрали и вывезли шесть тракторных телег всяческого хлама, - продолжает Геннадий. - Поставили изгородь и почистили родник, откуда сейчас берем воду для чая и приготовления еды. Не восприняли соседи и нашу систему выращивания овощей... И вообще, чего о нас с Дарьей и друзьях только не говорили. Впрочем, я не в обиде за это. Да и сами местные наконец-то уразумели, что поселились мы здесь для благих дел. По крайней мере, теперь никто не препятствует детворе заниматься в нашей мастерской гончарным делом и постигать азы творчества. Кстати, вот эти работы выполнены руками юных учеников. Но наиболее тесно мы общаемся с педагогами и ребятами школы села Кировское Волновахского района.
Ясные глаза и одуванчиковый луг
Дому под зеленой крышей, судя по старинным кирпичам, около сотни лет. В комнатах с высокими потолками прохлада и музейный запах. Его источает полотняная одежда скифского кроя, ковры ручной работы и сделанные руками Дарьи обереги.
- Ремонт никак не закончим, - извиняется хранительница домашнего очага.
Но, как говорится, красна изба не углами. Приезд корреспондента «Донбасса» совпал с завтраком, который был устроен на мансарде-незавершенке. Помимо хозяев и их сына Левка, за греческим столиком-трапезом оказались еще несколько молодых людей - гончаров.
- Угощайтесь, - приглашает Геннадий. - Вот чай, брынза - к слову, это тоже произведение Дарьи... Вот сладости домашней выпечки.
Как считают супруги, горячительным напиткам не место в доме, где поселились вдохновение и труд.
А ведь они правы, эти совсем еще молодые люди: на речную пойму, поднимающийся уступами лес и одуванчиковый луг следует смотреть ясными глазами, чтобы впоследствии отразить ее на художественном полотне, в стихах и глиняной посуде, которую обжигают здесь по прадедовским рецептам.
Редкие растения возвращаются
После завтрака Геннадий и гости перебираются в мастерскую. Гончарный круг, емкости с глиной, на полках уже готовая посуда. Еще здесь присутствует какой-то неброский отсвет. Как мне показалось, исходил он от зеленого разнотравья и одухотворенных лиц ребят. Надо было только видеть, как бесформенный ком глины в пальцах Андрея Кириченко в несколько секунд обрел безупречную форму скифской чаши...
Мариуполец Михаил Шехали колдовал у сложенного за усадьбой очага, Сергей Жданкин из Луганской области носил палые сухостоины из речной поймы. Одну он оставил у очага, две другие - у остова скифской хижины, Геннадий Фисун продолжал выполнять роль экскурсовода при журналисте.
- Три года тому, - рассказывает он, - эта околица была захламленным пустырем. Теперь ее не узнать. Ветер больше не гоняет по пустырю пластиковые бутылки. Вот, глядите, появился даже кудрявый ковыль, безжалостно изничтожаемый плугом и колесами. Когда к нам приезжают гости, я первым делом веду их сюда. Пусть полюбуются, вдоволь насладятся первозданным ароматом степи.
Юрий Хоба. Фото автора.