На два года старше "Донбасса"

Антонина Кравцова: «В свой юбилей, 15 июля, выпью и за день рождения «Донбасса»!

дончанка Антонина Кравцова, которая празднует завтра 95-летие

За долгую жизнь ей довелось видеть многое: и налеты махновцев (родилась-то в одном из сел Гуляйпольского района Запорожской области), и бесчинства красных, и голод 30-х, и немецкую оккупацию. Схоронила любимого мужа, с которым прожила более полувека. Тяжело болеет старшая дочь. Но в ясно-синих глазах Антонины Павловны нет обиды на судьбу. Скорее - благодарность, что не только плохое ей принесла, но и подарила прекрасные минуты, дни, десятилетия.


- Семья у нас большая была - девять детей. Вот, смотрите, - и она показывает отреставрированное фото 1926 года, на котором выстроились бородатые мужчины в картузах, безусые юноши, девушки и девчушки. Ей на снимке всего 11 лет.

Уже через четыре года Антонина начнет работать в колхозе. Помогала и раньше: полола, собирала урожай, а тут предложили стать деловодом. Приехал председатель, спрашивает: «Кто закончил четыре класса?». А кроме нее - никто. Подвез на тачанке домой: «Иди умывайся, переодевайся. Будешь трудиться в сельсовете».

Помнит голод 32-33 годов. Картошку варили в кожуре, чтобы больше казалось. Толкли траву курай и делали из нее пышки.

В Донецке, куда поехала вслед за братом, устроилась в финотдел счетоводом. Сначала - в центральном городском отделении, потом - в Кировском районе. Здесь и познакомилась с будущим супругом Исаком Никитовичем. Сходили раз пять в кино, а потом он говорит: «Бери из дому паспорт и пойдем распишемся». Мужем и женой они стали 28 декабря 1937 года. Свадебные посиделки, на которые собрались сотрудники и родня, совместили с Новым годом.

Муж прошел всю войну пехотинцем. А она, пережив оккупацию в отцовском доме (на руках была уже старшенькая дочь), вернулась после освобождения в Донецк. На работу больше не вышла.

- Мой Исак Никитович на шахте «Лидиевка» отработал почитай 20 лет, - рассказывает Кравцова. - А мне велел дома сидеть. Детей растить, огородничать. Бедненько жили, но дружненько. Никогда с моим дедушкой не ругались. Водку он у меня не пил. Красивый был, покладистый. Прожили мы с ним 50 лет и восемь месяцев - как один день.

Она всегда шила: платья, рубашки, блузочки. И со мной беседует в наряде, который сделала своими руками. Наряжала двух дочек. «И сейчас бы рада - глазки видят! Да два года назад был инсульт, приходится беречься, - объясняет Антонина Павловна. - А вот газеты читаю регулярно. «Донбасс» Исак всегда выписывал. Как не стало его - я продолжила. На юбилей обязательно выпью виноградного винца соб-ственного изготовления - и за свои годы, и за любимую газету. Что нравится в ней, спрашиваешь? Да всё!».

- Мама моя - великая оптимистка, - признается младшая дочь Кравцовой Алла Исаковна. - Никогда ни с кем не ругалась. Есть у нее подружка, Мария Карпенко. Дружат - вдумайтесь только! - 64 года. И ни разу за это время не поссорились. Вместе строились, вместе праздники отмечали. Сейчас та у дочки живет, так они созваниваются дважды в неделю - как закон!

У Антонины Павловны двое внуков, столько же правнуков. Неиссякаемый заряд бодрости: сама готовит борщ и вареники, белит кухоньку к приезду гостей, стирает (Алла Исаковна призналась, что подарит имениннице стиральную машинку). И отражающая ее суть любимая песня - «Я люблю тебя, жизнь!».


Андрей Кривцун. Фото автора.
Читайте также: