Дети войны. Госбюджетная глупость гоняет стариков по судам

В редакцию «Донбасса» обратилась жительница 117-го дома по пр. Ломоносова Краматорска Людмила Шарко. Наша подписчица попросила объяснить, почему она, как дитя войны, для получения невыданных ей по закону в период с 2006 по 2009 годы 30% от минимальной пенсии должна обивать пороги суда. Речь - о пресловутой доплате в 2666 грн.

- Почему мы должны судиться с Пенсионным фондом? - спрашивает Людмила Ивановна. - За деньги нанимать адвоката, ждать рассмотрения своего дела? Ведь «дети войны» - это пожилые и больные люди. Многие даже прикованы к постели. А нам для установления истины надо выстоять очереди, хлопотать и доказывать очевидное, оплатив судебные издержки?.

- Действительно, почему? - поинтересовался я у заместителя начальника управления ПФУ в Константиновке Елены Гавриш.

- К сожалению, суд - единственный и самый действенный путь для ветеранов. У нас нет соответствующего правительственного решения, которое узаконило бы эти выплаты. Да, в законе сказано о 30 процентах, но ведь деньги-то нам выделяют на эти цели после принятия бюджета. А в нем написано: «выплачивать десять процентов». Вот эти средства мы имеем на выплаты. Люди вынуждены обращаться в суд, а мы, как законопослушные служащие, исполнять то или иное решение.

- Число обращений «детей войны» растет?

- И многократно! Только за июль мы приняли около 300 человек. Бывало, день только начался, а уже выдали десятки справок о размерах выплат, с которыми люди обращаются в суд. Мы упростили процедуру выдачи таких справок, как могли... Гораздо проще проблему доплат решать в автоматическом режиме, но сегодня загружены исками и суды, и наши работники. А ведь проблема решается за два часа: в нашей компьютерной базе данных есть вся информация о «детях войны», и перед очередной выплатой посчитать надбавку очень просто. Но всё упирается в нестыковки между законом и деньгами, заложенными в бюджет.

- Наверняка массовые обращения в суд и последующие выплаты опустошают бюджет Пенсионного фонда?

- Времена, когда ПФУ хватало своих денег для всех выплат, уже миновали: фонд стал дотационной структурой. Не отдав напрямую, госбюджет вынужден рассчитываться с детьми войны через суд. Те же деньги и уходят к людям, только времени и нервов затрачивается больше. Обращений много, обрабатывать их приходится вручную. Но иски особо нуждающихся, например, инвалидов 1 группы или спинальных больных, мы стараемся оформлять быстрее. Немалая часть исков еще находится в судах, и по ним вскоре предстоят новые выплаты.

- До февраля мы обжаловали решения судов, обрекая получателей на новые хождения по судебным инстанциям. Затем отказались от этой процедуры, посчитав ее лишней тратой времени, сил юристов и средств. Поэтому людям, подающим иски в 2010-м, гораздо проще, - дополнила начальник управления ПФУ Галина Кожокарь. - Да и суды упростили рассмотрение подобных дел. Раньше приходилось пройти три инстанции: городской, апелляционный административный и Апелляционный суд области, ожидая решения по восемь месяцев. Сегодня решения горсуда выполняются сразу, и на всё про всё уходит не более трех месяцев. Как только решение суда поступает в ПФУ, деньги людям выплачивают в течение месяца.


Сергей Маринцев.
Читайте также: