"Не надо "скорую", мне уже легче…"

"Не надо "скорую", мне уже легче…"

Такими были последние слова известного в Артемовске человека Алексея Гончарова

Я помню себя маленькой по портрету, который нарисовал он. Дядя Леша умел и любил рисовать - бравый морячок, вернувшись из армии, с рук не спускал свою первую племянницу, даже через много лет рассказывая: «Вот так на ладошке держал - а смотри, какая выросла...» Потом, правда, ему было не до рисования: уж слишком много важных дел появилось. По этим делам вырисовывается история целого поколения…

Многие крутили у виска

На самой заре перестройки на первомайской демонстрации в Артемовске произошло событие, о котором потом долго дискутировали горожане - небольшая колонна политклуба «Поиск» несла желто-голубой флаг. В то время провинциальный город не был готов к столь радикальным действиям. Но дядя Леша, один из первых и самых активных членов клуба, был уверен: будущее рассудит. И оказался прав.

В том, что он всегда прав, в течение его жизни убеждались многие. Когда он, наскитавшись с женой и маленькой дочкой по съемным квартирам, надумал построить дом, многие крутили у виска: «Зачем тебе нужна эта морока, стал бы лучше в очередь и спокойно дождался квартиры». И до сих пор ждут эти квартиры, а он своими руками выстроил красавец-дом.

Мэр называл его старожилом бизнеса


Когда мы жили еще в великой и могучей стране, они с братом надумали организовать свой бизнес. Придумали технологию небольших инкубаторов, которые с удовольствием покупали озабоченные пропитанием семей в то не очень сытое время горожане. Потом делали автоклавы для домашней консервации и копчения, рамочки для фотографий, да всего и не упомнишь. Их называли «придумкуватые», но толпами ходили посмотреть, что еще напридумывали эти «кулибины».

А он бескорыстно сыпал идеями, которые многие подхватывали и делали своим бизнесом: кому место для фирмы присоветует, кого на прибыльное дело натолкнет. В то время, когда тысячи земляков «поднимались» на перепродажах и посредничестве, они взялись за производство - самую трудоемкую и неприбыльную сферу бизнеса. А недавно  запатентовали и наладили производство по уникальной технологии  энергосберегающего блока для строительства. Многие предприятия, организованные в то время, уже давно канули в Лету, а их «Родник» до сих пор работает, являясь одной из самых старых частных фирм города. Мэр, часто собирающий предпринимателей для бесед о том о сем, всегда внимательно выслушивал его мнение, называя «старожилом бизнеса».

Детский портрет, сделанный Алексеем Гончаровым

Все пили «живую» воду

Его жизнелюбие поражало и заражало - он никогда не опускал руки сам и не давал это делать окружающим. А еще он обожал новое - вся наша семья, родственники, знакомые, соседи, коллеги под его руководством пили «живую» воду, делали кефиры с помощью чудо-гриба, выписанного дядей Лешей в Интернете, читали рекомендованные им книжки, пользовались диковинными когда-то пакетами для мусора.

Его уважали за всестороннюю эрудицию и удивительный баланс между принципиальностью и умением находить компромиссы. Он даже журил и отчитывал с улыбкой - не обидно, но всегда обстоятельно. Дядя Леша никогда никому не отказывал в помощи, этого он просто не умел. А еще не умел надеяться на кого-то и перекладывать свои проблемы на других.

Зачем беречься?

Но больше всего он не любил болеть, ходить по врачам, жаловаться на здоровье. Поэтому любые разговоры о том, что надо бы поберечься, пресекал на корню. Полнота жизни не имеет ограничений - уж если на охоту, то десять километров по пахотному бездорожью со всей амуницией, если праздновать и радоваться - то так, чтобы никто не оставался в стороне. И даже когда повышенное давление («Да я с ним всю жизнь живу!»), помноженное на эту проклятую жару, сделали свое черное дело, последнее, что услышали от него: «Не надо «Скорую», мне уже легче…» А мы все, обогретые его теплом и заботой, ничего и сделать не успели для него. Уж так он привык - никого не утруждать и не беспокоить. И мы привыкли, что он всегда прав.

А я, глядя теперь на свой детский портрет, думаю: жаль, что он снова не взялся за кисти и краски, подаренные ему братом на 50-летний юбилей. Дядя Леша прожил такую красивую жизнь. Очень хотелось бы увидеть, какою бы он ее оставил на холсте…  


Елизавета Гончарова.
Читайте также: