В печах догорает последний уголек

Супруги-пенсионеры у своего двора устроили настоящую сортировку: крупные уголек, штыб, «семечку» и породу раскладывают в разные кучи. Причем кучи пустой породы до обидного велики!

После звонков читателей «Донбасс» выяснил, что кроется за снижением поставок бытового угля населению

Всё чаще наши читатели жалуются на то, что им не привозят квартирный уголь. Причем и за прошлые годы есть долги, и в этом все проходит такими черепашьими темпами, что возмущение закипает.

Обещали к 1 октября…

В конце сентября на совещании, которое Минуглепром проводил в Шахтерске под председательством первого замминистра Юрия Чередниченко, обсуждался ход реформирования угольной отрасли. Мэры Тореза, Снежного и Шахтерска, а также профсоюзные руководители критически высказались о его последствиях для горняков, пенсионеров, работников ликвидированных шахт: остра проблема с вывозом топлива.

Отставание по графику доставки уже выписанного угля (при этом привоз оплачивают сами люди) составляло около 70 процентов. Жаловались получатели и на его качество. Правда, народ рад уже и рядовке, то есть необогащенному углю, лишь бы было что засыпать в печь.

Чередниченко заверил, что уже к первому октября всем завезут по половине нормы угля, то есть около трех тонн, а к концу года - остальное.

Система обеспечения топливом сложна: трудящиеся и пенсионеры работающих шахт выписывают его через свои предприятия, но больше всего страдают пенсионеры, которые получают уголь через управление труда и социальной защиты населения. А еще - работники и пенсионеры закрывающихся предприятий (через дирекцию по ликвидации). Тендер, проведенный министерством на поставку угля, выиграли луганчане из Свердловска и Ровеньков. На момент проведения совещания оба поставщика при-останавливали вывоз топлива. Городской голова Снежного Валентин Чепурной даже предлагал провести дополнительный конкурс, чтобы дать возможность местным шахтам поставлять уголь. Например, некоторые частные предприятия могли бы предложить его почти на треть дешевле, чем луганчане. Несмотря ни на что, надо искать любые варианты, чтобы поскорее обеспечить людей.

Рады даже «семечке»


Как же изменилась ситуация с поставками? Позвонила нескольким читателям, обратившимся в «Донбасс» за помощью по «горячему телефону» (095-2-555-333).

Зое Ковановой из Тореза половину нормы доставили вечером… в минувшее воскресенье! Ждали они  долго: два предыдущих года ни тонны не завозили, все талоны лежат мертвым грузом. Да и высыпали «семечку», то есть мелкий, непригодный для домашнего очага уголек. Но рады и ему! Муж проработал на «Волынской» 49 лет, он награжден орденом Трудового Красного Знамени. Вот такое внимание к орденоносцу!

Григорию Скилевому из Шахтерска, выписавшему уголь на шахте имени XVII партсъезда, так ничего и не завезли. Хотя, объективности ради, он сказал, что соседи (ветеран войны и чернобылец) половину нормы уже получили. У них особые льготы, так что их не обидели.

Этот крупный уголек явно из дырки. То ли хозяин не дождался положенной нормы, то ли есть деньги самому его купить. Цена высока - начинается с 800 гривен за тонну и выше.  Похолодает, придется еще больше платить.

Этот крупный уголек явно из «дырки». То ли хозяин не дождался положенной нормы, то ли есть деньги самому его купить. Цена высока - начинается с 800 гривен за тонну и выше. Похолодает, придется еще больше платить.

Не получила пока ни тонны Тамара Рязанова из Шахтерска же. Муж работал и был травмирован на «Винницкой». А вот ее соседка, которая позже оформила выписку, но съездила в дирекцию по ликвидации шахт (она находится аж в Торезе), видимо, настояла на своем, и уже с угольком. Ехать хлопотать - не ближний свет, телефонные звонки не дают результата. Так что пока Тамара Александровна ждет.

А на «Винницкой-2» и «Постниковской-2», которые находятся в дирекции по реструктуризации шахтного фонда (они государственные), как пояснили в теркоме профсоюза «Шахтерскантрацита», вывоз топлива практически завершился. То есть обиженными в Шахтерске остаются в основном работники тех шахт и организаций, которые попали в дирекцию по ликвидации, а также самого ГП «Шахтерск-антрацит» (последнее вывезло 53,1%, льготникам, правда, все 100).

Луганчане начали вывоз топлива

Начальник социального отдела дирекции по ликвидации шахт Сергей Гужель пояснил, что в последние дни луганчане поставляют уголь добротного качества. Уже около сорока процентов получателей (их 12 тысяч человек) его имеют. Причем всем завозят по половине годовой нормы. Темпы, конечно, тревожно невысоки. Получится ли, как обещал замминистра, к новому году полностью рассчитаться с людьми, ведь к 1 октября уже не вышло? Многие не без оснований считают, что предвыборная кампания подгоняет государственных мужей, а когда она завершится, возникнут очередные проблемы.

То путейцы тормозят, то потоп накрывает

Впрочем, для семьи Журавлевых из Снежного проблемы длятся уже не первый год: Раиса Леонидовна и ее супруг (он инвалид труда) работали на «Заре», у обоих солидный подземный стаж. Но трудовые заслуги не в счет при поставке топлива. Походы к руководству шахты ничего не дают - талоны на уголь лежат невостребованными.

Председатель теркома ГП «Снежноеантрацит» Александр Качура пояснил, что плохи дела с обеспечением топливом: за первое полугодие вывезли 36% нужного объема. Сбила график задолженность ГП  перед железнодорожниками: они целую неделю не давали вагоны, чтобы со складов везти угольную массу на ЦОФы, а оттуда и углеполучателям, и даже на ТЭСы. Минугля выделил 650 тысяч на погашение части долга путейцам, а тут новая беда. На «Ударнике» подтопляется добычная лава, которая давала по 500 тонн в сутки, а последнюю неделю - ни тонны. «Снежноеантрацит» пытается спасти электрооборудование, демонтируя его, вывозя на верхний горизонт, чтобы, поборов приток, начать добычу.

И расставить акценты в ситуации с поставками угля невозможно. У всех свои оправдания.

Как считает Раиса Журавлева, в печи которой догорает последний уголек, купленный за свои деньги еще в прошлом году, надо всерьез заняться газификацией. В ее поселок Северный еще в прошлом году провели газопровод, а к домам его не подсоединили. Народ уже готов и сам подсобить финансами, все равно затраты уходят на покупку угля (он в регионе стоит уже от 750 гривен). Но пока можно надеяться лишь на чье-то снисхождение или на собственный кошелек, из которого деньги пойдут не на еду, одежду и лекарства, а на уголь.

Валентина Постнова. Фото автора.

Чиновники засуетились

По поручению первого вице-премьера Андрея Клюева состоялось заседание расширенной коллегии Министерства угольной промышленности, в котором приняли участие министр Юрий Ященко, его замы, специалисты профильного и других министерств, чиновники угольных регионов, руководство госпредприятий и шахт, а также лидеры профсоюзов.

Были рассмотрены проблемы предприятий отрасли, обсуждались пути их решения. Лидер профсоюза угольщиков Виктор Турманов остро критиковал руководство министерства - за низкую оплату труда работников, ошибки в приватизации предприятий и их развитии. Традиционно - за проблемы обеспечения бытовым (или, как говорят, социальным) углем населения. Чиновники опять оставляют в холоде не одну сотню пенсионеров, инвалидов и орденоносцев шахтерского труда. Положения с поставкой топлива потребителям хуже, чем в этом году, еще не было. По состоянию на 12 октября вывезли лишь около 30% угля, несмотря на то, что отопительный сезон уже начался, а в Донецкой области на прошлой неделе ночами температура опускалась до минус четырех градусов.

На коллегии Минуглепрома приняли решение до конца месяца обеспечить углем на бытовые нужды в первую очередь инвалидов и ветеранов труда, а также семьи погибших на производстве шахтеров. Первому заму министра Юрию Чередниченко и экономическому департаменту поручено подготовить обращение в Минфин с предложением выделить на текущий год 136 миллионов гривен для стопроцентного обеспечения бытовым топливом углеполучателей ликвидируемых шахт.

Вновь начинают чиновники заботиться о народе и работать, только когда тревогу забили тысячи людей. Раньше подумать, где взять денег, чтобы людям доставить положенный им по закону уголь, времени не нашлось. И поэтому поставленная задача сделать всё до первого ноября кажется не очень реальной.

Вот и премьер Николай Азаров на прошлой неделе, когда резко похолодало, вспомнил об этой беде. По его словам, страна обеспечена достаточным количеством топлива и горюче-смазочных материалов для осенне-зимнего отопительного сезона. При этом в домах трудящихся и пенсионеров угольных предприятий картина не такая радужная - у большинства из них есть реальный шанс замерзнуть. Об этом красноречиво говорят звонки на «горячий телефон» «Донбасса» и цифры.

Углеполучателям шахт, входящих в госпредприятие «Донуглереструктуризация» (Донецкая область), при плане почти в 148 тысяч тонн с начала года вывезено всего 36 тысяч тонн бытового топлива, а это 24,8% от планового задания текущего года.

Андрей Рымарук.   

Гагаринцев бросили на произвол судьбы.

но разрешили добыть уголь для шахтерских семей своими силами

За время, которое прошло с тех пор, как руководство отрасли перевело горловское ГП «Шахта им. Гагарина» в бесперспективную третью группу и поставило его на грань закрытия, гагаринцы сполна хлебнули лиха. И вот теперь государство решило испытать шахтерские семьи еще и на морозоустойчивость. Впервые за всю историю предприятия его администрации и профкому нечего предложить 643 получателям бытового топлива.


Прежде, приняв свою безнадежную участь, горняки в основном занимались откачкой воды и доработкой природных запасов. Добытый уголь отчасти шел на реализацию, а главное, его худо-бедно хватало на собственные нужды. Однако весной  Минуглепром, не думая о последствиях, распорядился окончательно прекратить выемку угля и привести численность персонала в соответствие с ведомственными задачами. Иными словами, надобность в проходчиках и забойщиках полностью отпала. Выполнив все процедуры, предписанные законом, в присутствии министерской комиссии за два дня уволили 435 человек. Сокращение штата коснулось абсолютно всех подразделений, от бухгалтерии до бани, причем люди получили лишь часть компенсационных выплат: полностью с ними так и не рассчитались.

Шахтеры шахты им. Гагарина

Но это только часть беды. О том, что пенсионеров шахты и работающих гагаринцев придется, согласно закону, обеспечивать в зиму бытовым топливом, никто не подумал, резервных источников угля для этих целей не предусмотрел. И вот результат: брошенные люди на грани взрыва и… замерзания.

- В городе две шахты, которые входят в третью группу - им. Гагарина и «Комсомолец». Министерство обещало ввести их в состав ГП «Донугле-реструктуризация», но этого не произошло, а люди страдают, проблема стоит очень остро, - признал начальник управления экономики, промышленности, транспорта и связи горсовета Горловки Юрий Трунов. - На «Комсомольце», правда, понемногу идет отгрузка топлива. Из 335 потребителей угля 48 процентов его уже получили. Но нас беспокоит, что администрация и профсоюз от этого самоустранились, и процессом «рулит» общественная организация регрессников, которая может только контролировать соблюдение очередности, но не более того. Решать, кому отгружать, а кому нет - это превышение полномочий, и нам такая активность общественности непонятна. А гагаринцам предписано замерзать. О недопустимой ситуации, которая сложилась на шахте, мы сообщили вице-премьеру Клюеву, но из Кабмина ответили, что наше письмо по компетентности переадресовано в Минфин и Минуглепром.

Однако по почте уголь, увы, не пришлют, а все эти письма, как понимают горняки, годятся лишь на растопку. Больше того, люди уверены, что их положение власти будут обсуждать только до 31 октября, а после выборов о них снова забудут. Сейчас на шахте находятся проверяющие, которых с одной и той же целью - определить целесообразность дальнейшей работы предприятия - командировали независимо друг от друга два заместителя отраслевого министра. Обе комиссии работают параллельно, и шахтеры прекрасно понимают, что в верхах отсутствует четкое видение проблемы и тем более путей ее решения.

- Уголь взять неоткуда, поэтому нам разрешили организовать его добычу собственными силами и… запустить в работу участок, который простоял несколько месяцев, - рассказывает о хаотичных решениях правительства главный бухгалтер шахты им. Гагарина Елена Кравцова. - Кадров нет, состояние лав и стационарного подземного оборудования надо проверять, получать разрешение горной инспекции на ведение работ… Это все хлопоты не одного дня. Потребителям топлива, чтобы люди не замерзли, надо отгрузить, по самым скромным подсчетам, 2,5 тысячи тонн угля. Вот и получается, что в условиях, когда в Киеве правая рука не знает, что делает левая, бремя этих нешуточных забот снова ложится на коллектив. Значит, на нем еще рано бездумно ставить крест?!

Ирина Коженцова.