В Селидове активно ведут борьбу с возможным потопом

Так шахта выглядит сегодня.

Вот уже второй год неработающая шахта им. Коротченко угрожает своими водами городу. По предварительным расчетам специалистов, до возможного его затопления осталось около года. Но ситуация к лучшему сейчас начала меняться.

Как уже писал «Донбасс», уровень воды на  шахте постоянно прибывает. Уже год, как подземные воды ежедневно подтапливают горные выработки на 20 сантиметров. В сентябре 2009-го вышли из строя насосные установки, а без них справиться с бедой нет возможности.

Начальник отдела по вопросам ЧС и гражданской защиты населения города Виталий Поречный рассказал корреспонденту «Донбасса», что единственный сдвиг в этом деле - заключение договора о составлении проекта «вероятности и последствий затопления». Прогнозировать катастрофу будет Артемовская геологическая партия от ГРГП «Донецк­еология». Но окончательные результаты их работы станут известны через три месяца. Только потом, опираясь на эти данные, можно будет говорить о ликвидации шахты, план которой разработают специалисты  ГОАО «Днепрогипрошахт».

Одна только разработка проекта ликвидации обойдется государству приблизительно в два миллиона гривен. А ей бы еще работать и работать не один десяток лет. По предварительным расчетам, в ее недрах осталось около 20 миллионов тонн угля. Некоторые инвесторы уже размышляют о том, чтобы продолжить добычу угля.   

Но пока толстосумы думают, стоит ли вкладывать деньги, чиновники решают, что делать, дабы избежать непоправимых последствий. Пока есть только два варианта развития событий. Первый - затопить шахту и бороться уже с последствиями «большой воды». На расчистку русла и возмещение нанесенного ущерба уйдет более 65 миллионов гривен. Второй - откачать воду с помощью насосов. Это 15 миллионов на закупку и монтаж оборудования и еще шесть на ежегодное содержание. Понятно, последний способ экономнее и предпочтительнее. Тем более, что шахтные воды характеризуются высоким содержанием железа и тяжелых металлов. Только для захоронения ила реки (осадка, который останется) нужно будет искать специальный могильник. И три десятка лет он будет опасен даже под толстым слоем земли. Еще один довод в пользу откачки. Соседние шахты №2 «Новогродовская» и 1/3 «Новогродовская», как сообщающиеся сосуды, примут часть воды на себя путем просачивания. Последняя, кстати, не так давно запустила новую лаву. Итого - уже не одно, а целых три угольных предприятия могут оказаться под водой.

Сегодня глубина  затопления ствола и горных выработок шахты достигла  80 метров. Уровень же выхода воды через русло речки Соленой - 155 метров. Итого - 75 метров до возможного подтопления. Но это только кажется, что все просто. Неизвестно, как себя поведет вода, с какой скоростью будет прибывать и куда хлынет. Может, она вообще остановится в какой-то момент.

- Самые позитивные изменения уже есть, - говорит директор шахты им. Коротченко Сергей Мегельбей. - Минуглепром дал гарантийное письмо об оплате услуг в «Донецкгеологию». Благодаря  помощи министерства у нас нет задолженности по зарплате, и она поднята до уровня угледобывающих шахт ГП «Селидовуголь».   Корреспондент «Донбасса» ознакомился с многочисленными бумагами - протоколами, актами, письмами, заключениями. По ним видно, что работа по спасению шахты ведется активная.

...На прошлой неделе предприятие в тесном кругу отметило 50-летний юбилей. Как бы там ни было, а в день рождения имениннику принято желать здоровья. Или в нашем случае - выздоровления.

Перевыполняли пятилетние планы

Шахта сдана в эксплуатацию в 1960 году проектной мощностью 900 тыс. тонн  в год. Трудовой коллектив - 1320 человек - неоднократно перевыполнял пятилетние планы. К концу 70-х годов число сотрудников достигло 2300 человек. В 2005 году добыча угля была прекращена. До 2009 года шахта им. Д.С. Коротченко работала в режиме водоотлива.


Юлия Романенко. Фото Александра Билязе.
Читайте также: