Журналисты "Донбасса": огонь, вода и медные трубы - каждый день!

Ольга Кононенко из кабины вертолета фотографирует горящие поля Марьинского района.

Сегодня - наш профессиональный праздник. День, когда все будут поздравлять и говорить, что быть журналистом - это очень здорово: ты всегда в центре событий, часто общаешься с интересными людьми, а твой кругозор постоянно расширяется. В общем, не работа - а мечта! Опровергать это мнение мы не будем: профессия у нас и в самом деле замечательная. И многие молодые (и не очень) творческие люди обращаются в нашу редакцию с предложением стать ее сотрудником. На самом деле простой нашу работу не назовешь. Если вы решитесь пополнить ряды корреспондентов и обозревателей «Донбасса» - вот к чему вам надо быть готовым.

Режиссерам мы только снимся

Киношный образ журналиста таков: хорош собой, умен, дерзок, много курит, пьет кофе (желательно с коньяком) ведрами, имеет кучу связей в верхах и неустроенную личную жизнь; он спит до полудня, потом встречается с друзьями в кафе, зависает в ночных клубах, но при этом работает над каким-то сенсационным материалом, который взорвет информационное пространство.

Этот стереотип настолько силен, что, например, мое «не курю» зачастую воспринимается с видом: ну-у, так значит, ты не настоящая журналистка! Правда, уже минут через двадцать общения, когда человек начинает понимать, что каким-то образом собеседница узнала у него даже то, что изначально он хотел скрыть, вопрос профессионализма больше не обсуждается. А выход классного материала является заключительным аргументом.

Впрочем, скепсис и недоверие респондентов - будь это врач районной поликлиники или чиновник областного уровня - это те мелочи, на которые мы уже давно не обращаем внимания. И вообще, нормальному журналисту в сборе информации не мешают и более существенные, часто неожиданные обстоятельства. Например, в виде зверя-людоеда.

Как-то в прекрасное весеннее утро в редакции раздался звонок: в Старобешевском районе в сельском зоопарке медведь напал на женщину, и от полученных ран она умерла. «Надо ехать и давать информацию в номер!» - распоряжается редактор. И, поскольку журналист - как мы шутим, существо бесполое, в гости к хищнику отправили не мужской подряд, а двух молодых барышень - меня, неосмотрительно явившуюся на работу на шпильках, и фотокора Ольгу Кононенко. До сих пор не могу понять, где был наш инстинкт самосохранения, когда мы, после общения с очевидцами, вплотную подойдя к клетке, осматривали животное, пытаясь понять причину случившегося: может, медведь болен или ранен? А косолапый в ответ только дружелюбно рычал и всем своим видом «приглашал»: «Не бойся, погладь меня!». Что я и сделала, к ужасу директора зоопарка.

Ирина Панская приближается к медведю-убийце.

Ирина Панская приближается к медведю-убийце.

Благодаря нашей журналистской настойчивости удалось выяснить, что жертва сама спровоцировала медведя: полезла в клетку в состоянии алкогольного опьянения. Поэтому и материал вышел не антимедвежий, каким его хотелось написать, едва прибыв на место, а объективным, с подробным разбором - кто прав, а кто виноват.

Вообще, если не умеешь отключать страх - в журналистику лучше не идти. Наши хрупкие девушки, которые в обычной жизни отнюдь не экстремалки, уже сколько раз летали на вертолетах, занимались джампингом, дайвингом и прочими опасными для жизни и здоровья вещами только для того, чтобы написать статью и поделиться с читателем пережитыми эмоциями.

Стоит ли оно того? Конечно! Ведь вам интересно читать! А думать о себе мы все уже как-то разучились. Вот на прошлой неделе, отправляясь в шахту в компании певицы Мики Ньютон, я спросила, переживают ли ее родители из-за того, что дочь лезет под землю. И удивилась ответу: «Они уже привыкли, что меня вечно куда-то несет!». надо же, какие стойкие родители!

И только позже, поднявшись на поверхность и отзвонившись своей маме, что, мол, жива-здорова, подумала: вот уж, кто настоящие герои - родственники журналистов. Спасибо вам, дорогие, за поддержку.

Утром - в коровнике, вечером - в театре

Конечно, многие журналисты нашей газеты в первую очередь раскрывают «свои» темы. И постоянные читатели прекрасно знают, что имя Юрия Окуня давно стало синонимом слова «спорт», Елена Карпенко вплотную занимается социальными проблемами, подпись «Мария Титова» гарантирует полезную страницу о саде-огороде...

А вот корреспонденты отдела новостей - это универсальные солдаты, которые освещают все «горячие» события. Однако нередко наши будни оказываются настолько насыщены ими, что «бойцов» просто не хватает. И к процессу подключаются те, кто свободен на данный момент.

Поскольку такие ситуации случаются часто, среди нас нет людей, которые строят планы на завтрашний день и обещают близким вернуться домой к ужину. Мало ли что где произойдет. В общем, нам приходится всегда быть максимально готовыми решать незапланированные рабочие вопросы.

Эх, если бы готовность заключалась только в моральном настрое. Но не тут-то было! Важно, чтобы и интеллектуальный уровень позволял быстро переключаться с одной темы на другую, формулировать вопросы отнюдь не дилетантского уровня. То есть суметь поговорить хоть с Аллой Пугачевой, нечаянно оказавшейся рядом (такое бывало в практике журналистов «Донбасса»), хоть с доктором экономических наук.

Марина Самара исследует донецкое подземелье.

Марина Самара исследует донецкое подземелье.

Без способности абстрагироваться - если речь идет о работе на месте какой-то трагедии, общении с обгоревшими шахтерами в ожоговом центре и пр. - тоже не обойтись. А во время концертов и спектаклей - наоборот, нельзя расслабляться и смотреть их в свое удовольствие: надо внимательно следить за происходящим, отмечать какие-то интересные и курьезные моменты, записывать цитаты. В общем, сидишь (или бежишь за артистом) с блокнотом и стенографируешь «от» и «до», чтобы потом суметь передать читателю всю атмосферу. А если бы вы еще знали, сколько времени уходит на подготовку к интервью, а порой и на уговоры звезды, чтобы она согласилась поговорить!

Манера одеваться в нашей профессии тоже играет огромную роль. Конечно, если тебе вдруг спонтанно пришлось лезть в канализацию - тут надежда только на то, что удастся раздобыть резиновые сапоги. Хорошо, если тушить лесные пожары, ловить браконьеров в зимнем лесу, участвовать в отстреле бешеных волков ты отправляешься, заранее зная о таком экстрим-задании накануне. Но всякое бывает. Можно утром брать интервью у фермера и учиться доить корову, а вечером курсировать среди вип-персон на гастрольном спектакле в театре.

Даже содержание дамских сумочек является важным нюансом. Вот недавно я отличилась. Когда проходила строгий досмотр перед допуском к патриарху Кириллу в аэропорту и отдала свою сумку для сканирования, обратила внимание, что таможенники, рассматривавшие содержимое, поглядывают на меня с подозрением. И только вернувшись в редакцию, я поняла, отчего это они так реагировали: у меня в сумке завалялась... вилка - в прин-ципе, обычный столовый прибор, но в руках профи вполне может стать холодным оружием.

Кстати, правильное содержимое сумки порой помогает установить контакт с интересующим лицом. Например, бывало, что некоторые звезды, едва сойдя со сцены, предлагали: «Если сейчас раздобудете влажную салфетку - с удовольствием дам интервью!».

А уйти-то не получается!

Иногда в порыве эмоций - например, в разгар уж очень насыщенной трудовой недели, которая не может закончиться вот уже полмесяца, кто-нибудь из моих коллег заявляет: всё, бросаю журналистику и иду работать туда, где трудятся с восьми утра до пяти вечера, есть обеденный перерыв и гарантированные выходные. Тогда я непременно вспоминаю свою историю. Ведь несколько лет назад у меня получилось воплотить похожие речи в реальность, приняв предложение возглавить пресс-службу на предприятии, занимающемся  изготовлением и продажей супернавороченных бассейнов для самых крутых земляков.

Первый месяц я с упоением готовила статьи в специализированные журналы, организовывала встречи, разрабатывала буклеты - в общем, творила, создавая яркий и востребованный продукт из обрывков мыслей, идей, впечатлений. Но затем заскучала: в мире столько всего интересного, а всё, о чем я могу рассказать людям - как выбрать бассейн и систему фильтрации воды! Мне стало казаться, что вся жизнь проходит мимо...

Только промучившись так целых полгода, поняла: надо возвращаться в журналистику!  Чтобы восполнить шестимесячный дефицит впечатлений, я пришла в газету «Донбасс», которая, согласно слогану, «всегда в центре событий». И уже в первый день работы оказалась в таком концентрате эмоций, что только держись: вместе со следственной группой работала на месте детоубийства. Отбросив лишние переживания, к вечеру сдала материал и пошла на интервью с певицей Юлией Чичериной, встреча с которой помогла нивелировать полученный ранее негатив.

С тех пор такие чуть ли не одновременные погружения из плохого в хорошее и наоборот происходят в моей жизни с завидной регулярностью. И уже четыре года я напоминаю себе белку в колесе, которая не может остановиться. Вот только у меня перед глазами - не прутья клетки, а целый мир во всем его многообразии! И именно в этом причина того, почему уйти из журналистики нельзя. Если это твое призвание, единственный правильный выбор - остаться.


Ирина Панская. Фото Ольги Кононенко и Евгении Мартыновой.
Читайте также: