Донецких ветеранов поздравили московские звезды

Народные артисты России Борис Невзоров, Александр Клюквин и народная артистка СССР Элина Быстрицкая во время митинга-реквиема на мемориальном комплексе «Твоим освободителям, Донбасс».

Малый театр России, 70 лет назад застигнутый войной в наших краях, прибыл в гости с благотворительным представлением.

Большой подарок от Малого театра

В Донецком национальном академическом украинском музыкально-драматическом театре прошел удивительный концерт. Гости из Государственного академического Малого театра России, художественным руководителем которого является «адъютант его превосходительства» Юрий Соломин, исполняли для наших ветеранов песни военных лет (звучали любимые «Журавли», «Землянка», «Смуглянка» и многие другие), а также читали проникновенные стихи. В зале блестели медали, ордена и слезы. «Это - не подарок, а дань памяти. Той, которая соединяет наши страны, несмотря на границы», - уверял народный артист России Александр Клюквин.

Москвичи неспроста избрали местом проведения благотворительной акции (концерт, на который были приглашены ветераны, прошел абсолютно бесплатно) Донецк. Именно здесь 70 лет назад Малый театр застала война.

- Две наши труппы тогда гастролировали в Украине. Одна из них, в которую входила легендарная Вера Пашенная, встретила весть о нападении на СССР гитлеровской Германии в тогдашнем Сталино, - рассказала «Донбассу» зав. литературно-драматургической частью Малого театра Ольга Буткова. - Даже в затемненном во избежание бомбежек городе артисты продолжали давать представления, которые собирали полный зал. Также они выезжали на шахты Донбасса, выступая с концертами перед уходящими на фронт горняками. А потом пришел приказ - возвращаться в Москву.

- Вокзал кишил самым разнообразным народом. Нам казалось, что наш отъезд не будет очень заметен. Мы ошиблись. В последний момент перрон наполняется провожающими, и, в довершение всего, перед последним звонком в боковой подъезд вокзала врывается грузовик. Запыленные лица. Горящие глаза. Макеевские сталевары провожают Малый театр. У нас не хватает слов для выражения благодарности... Поезд увозит нас от близких, родных людей, - вспоминал ставший впоследствии главным режиссером Малого театра четырежды лауреат Сталинской премии Константин Зубов.

Народный артист России Александр Клюквин с номером нашей газеты 70-летней давности, который теперь займет место в музее Малого театра.

Народный артист России Александр Клюквин с номером нашей газеты 70-летней давности, который теперь займет место в музее Малого театра.

Вскоре актеры МТ, которому, между прочим, более 250 лет, стали формировать фронтовые бригады, которые выступали перед солдатами. «Я помню, как в 44-м году на позиции подразделения артиллеристских частей прибыли артисты. Такое было воодушевление! Такая радость! Я с тех пор влюбился в песню «Синий платочек», - признался ветеран, редактор «Книги памяти» нашей области Иван Кулага.

Гостям, привезшим бесплатный концерт, хлебосольные жители края тоже приготовили презенты. Иван Иванович вручил три свои книги, посвященные Великой Отечественной войне, в том числе только вышедшую из печати - «Они были первыми». Мэр Донецка Александр Лукьянченко преподнес оплетенный розой кованый ключ от столицы шахтерского края. «Он не только от города, но и от сердец и душ его жителей. Для вас они всегда открыты», - подчеркнул Александр Алексеевич.

Ну, а от руководства области москвичам достались сувениры, в том числе связанные с творчеством композитора-земляка Сергея Прокофьева. А еще - весьма необычный подарок, к которому наша газета имеет непосредственное отношение. «Мы разыскали в архиве номера «Социалистического Донбасса» за май и июнь 1941-го. Причем один датируется 22-м числом, днем начала войны, - рассказал начальник облуправления культуры и туризма Николай Пташка. - На центральном фото - Пашенная, рядом - рецензии на спектакли. Сняли копию, оформили красиво, в рамку заключили. Уверен, этот раритет займет достойное место в музее Малого театра.

- У нас, в отличие от некоторых других регионов, не перекручивают события Великой Отечественной войны, - уверял гостей Лукьянченко. - Спасибо, что, отложив свои дела, приехали разделить с нами эти скорбные дни. За Донбасс сложили голову около 450 тысяч человек. А в Донецке оккупанты уничтожили более 70 тысяч жителей.

Артисты МТ вспомнили, что в последний раз были у нас на гастролях еще при Советском Союзе, в далеком 1982-м.

- Меня тогда все предупреждали: шахтерский город, уголь пыль, - делился Александр Клюквин. - А я вышел - розы, розы... Одурманивающий запах. И неописуемая красота. Мы гастролировали почти целый месяц, дали более тридцати спектаклей, а у меня осталось ощущение отпуска. В этот раз ехал сюда с замиранием сердца: получу ли вновь столь хорошие эмоции? А меня опять встретили миллионом роз. Смотрю на Донецк и радуюсь - это город европейского уровня!

Накануне концерта, вечером 21-го, москвичи приняли участие в театрализованном митинге-реквиеме, который прошел на мемориальном комплексе «Твоим освободителям, Донбасс!» в городском парке культуры и отдыха. На мероприятии пели местные артисты под кадры из военных фильмов и кинохронику, демонстрировавшиеся на двух больших экранах. А потом к присутствующим обратились легенды Малого театра.

- Мы приехали к вам, чтобы вместе почтить память тех, кто ушел. Чтобы вместе скорбеть и надеяться, жить, строить и создавать. Желаем вам доброго здоровья, удачи и дай вам Бог, - сказала бесподобная Элина Быстрицкая.

- Хоть мы и драматические артисты, играющие спектакли, но завтра вы нас увидите в необычном формате. Мы будем петь для вас под оркестр, который прилетел вместе с нами. Это будет, надеюсь, незабываемое зрелище, - пообещал ветеранам Борис Невзоров.

Так оно и вышло…

Быстрицкая обскакала Мордюкову и обыграла Жириновского

Аксинья из «Тихого Дона», Леля из «Добровольцев», Елизавета Максимовна из «Неоконченной повести». Все эти роли уроженка Киева Элина Быстрицкая сыграла в 50-х годах прошлого века. А любим мы ее за них до сих пор. Впрочем, не только за них. За стойкость, мужество, искренность. Один из принципов народной артистки СССР - «не лгать и не притворяться». И она следует ему везде - на сцене и в жизни. Пятнадцатилетней девочкой во время войны она работала в донецком госпитале. На этой неделе вновь побывала в столице края - с труппой Малого театра, который в грозный июнь 41-го волею судьбы тоже оказался в наших местах.

Первая встреча с шахтерской столицей

- Элина Авраамовна, как вы во время войны оказались в нашем городе?

- Война застала нас в Нежине, на Черниговщине. Туда направили отца-медика, а мы - я, мама и младшая сестра - приехали в гости. Потом уже узнали, что во время бомбежки родного Киева разрушен наш дом. Мы эвакуировались, я окончила курсы медсестер и стала работать санитаркой в фронтовых госпиталях. В Сталино, как тогда назывался Донецк, прибыла на третий день после того, как фронт ушел вперед. То есть - в сентябре 1943-го. Это сейчас им не налюбуешься, а тогда это был черный от копоти город. Измученный, изуродованный... Госпиталь наш располагался в районе Стандарта. Женщина, которая сдавала комнату, проводила на фронт всех своих сыновей. И каждый день ходила на станцию, выглядывала. Может, хоть раненые, а вернутся…

Донецкий художник-фронтовик Андрей Василенко вручает Элине Быстрицкой картину с изображением Святогорской лавры на память о посещении Донбасса в годовщину начала Великой Отечественной войны.

Донецкий художник-фронтовик Андрей Василенко вручает Элине Быстрицкой картину с изображением Святогорской лавры на память о посещении Донбасса в годовщину начала Великой Отечественной войны.

- У вас здесь, кажется, родственники живут?

- Да, двоюродный брат, Леонид Быстрицкий (мэр Донецка Александр Лукьянченко сообщил, что 20 лет работал с ним в строительной сфере «рука об руку» - Прим. А.К.) с семьей! Он очень напоминает моего отца, которого я так любила... Наши папы были братьями и умерли с разницей в полгода. Леня во время войны сбежал из дома, чтобы уйти на фронт добровольцем. Он чуть младше меня, чем непременно пользуюсь, если мы о чем-то спорим: «Не перечь, я старше!».

- Всё шло к тому, что станете медиком. Почему покинули ту стезю?

- В ноябре 44-го, когда наши двинули за рубеж, для меня, молодой, война закончилась. Как ее участница, я могла поступить на второй курс медтехникума. Что и сделала в Нежине. Но, когда пришла на практику по хирургии, стала свидетелем, как при простой операции анестезиолог дал наркоз, а пациент от него… умер. Я была так потрясена! Во время войны видела смерть от ран, от неудачных операций, от гангрены, от столбняка. Насмотрелась ужасов. Но здесь - совсем другое дело: человека, пришедшего получить помощь, вдруг не стало. Скорее всего, этот вид наркоза ему не подходил. И я поняла, что не смогу брать на себя ответственность за жизни людей. А так как во время учебы выступала еще в художественной самодеятельности, где мне говорили: «Да у тебя талант!», решила идти в артистки. Сначала, правда, поступила в пединститут. Чтобы, год спустя, уйти в Киевский театральный им. Карпенко-Карого.

С Херсоном не срослось

- А за что вас хотели исключить из комсомола?

- Я заканчивала институт. Стояла возле аудитории, закрыв глаза и повторяя поэму о Ленине, которую должна была вечером читать на концерте. И вдруг - прямо в ухо - резкий противный свист. А у меня очень быстрая реакция. Поворачиваюсь и ка-а-ак двину этого шутника. Им оказался студент второго курса, решивший меня напугать свистулькой. Это было 21 января, а в марте созвали комсомольское собрание, на котором даже решили просить дирекцию исключить меня из института. До этого не дошло, зато в райкоме комсомола потребовали отдать им билет. Я издали его показала и предупредила: получала его на фронте и взять его у меня будет очень непросто. В общем, оставили меня в покое, и я благополучно окончила актерский факультет.

- И куда вас распределили?

- В Херсон. Приехал худрук тамошнего театра. Вот так на меня посмотрел, - делает она оценивающий, с прищуром, взгляд, - и говорит: «Сьогодні о сьомій - ресторан «Спорт». А я ему: «Не прийду!». «А не прийдеш - дивись: тобі у мене працювати!» - заявил он. На следующий день я пошла в бюро распределения кадров и сказала, что ни за что не поеду в Херсон. И объяснила причину. «Вы порочите наши кадры!» - заявили мне. Я обиделась и уехала… в Москву. Меня там готовы были взять, но «коллеги» позаботились об обратном: прислали анонимочки. И я выбрала Вильнюсский русский драмтеатр, тем более, что в столице Литвы жили мама с папой. И пошло, и пошло… Всё как-то складывалось, начиная с первой роли. Вот уже более полувека я - в Малом театре, который люблю больше всего на свете.

Предлагали стать Аксиньей Донской

По иронии судьбы, Быстрицкой, сменившей медицину на актерство, часто приходилось играть людей в белых халатах. Тут вам и «Таня», и «Годы странствий», и «Мирные дни», и «Повесть о настоящем человеке». И, конечно, «Неоконченная повесть». Кстати, мало кто знает, что с партнером по этой популярной ленте, Сергеем Бондарчуком, снявшим впоследствии такие шедевры, как «Судьба человека», «Война и мир», «Они сражались за Родину», Элина Авраамовна играла любовь, испытывая к нему огромную неприязнь. По ее словам, в 1950-м, когда в Киеве снимался фильм «Тарас Шевченко», Бондарчук грубо оттолкнул ее в актерском буфете. «Потише ручками!», - отреагировала Быстрицкая. Он, наверное, запомнил. И на съемочной площадке «Неоконченной повести» сказал в адрес красавицы нехорошее слово. Та поставила условие, чтобы их снимали раздельно. И режиссер Фридрих Эрмлер согласился. Фильм вышел в 1955-м и имел колоссальный успех. Актрису завалили письмами, а молодежь рванула в медицинские вузы.

Но знаковая роль, безусловно, - Аксинья в «Тихом Доне», снятом Сергеем Герасимовым. До сих пор эта экранизация творения Михаила Шолохова - лучшая.

- Как удалось получить роль, которую так хотела Нонна Мордюкова, что чуть с собой не покончила, узнав, что ей не суждено сыграть Аксинью?

- Я ничего не знала о желаниях Мордюковой. Сама же мечтала об этой роли давно. Я пробовала сыграть отрывок из «Тихого Дона» еще в Киевском театральном институте. А мой педагог сказал: «Це не ваше діло. Вам Луізу Шиллера треба грати». И у меня осталась заноза. Тем более, что во время войны наш госпиталь некоторое время находился в донской станице. Я видела казачек, знала о них больше, чем кто-либо другой. А тут еще случай подвернулся: в 1955 году наша делегация была в Париже. Разговорились там с Аллочкой Ларионовой (звезда фильмов «Садко» и «Анна на шее» - Прим. А.К.), и она сообщила, что Сергей Герасимов начинает подготовку к съемкам «Тихого Дона». Я попросила его телефон и, когда приехала в Москву, позвонила. В то время я уже снялась в «Неоконченной повести», была довольно известна. И он пригласил меня на пробы. Приехала, а там сидит парень, который рвется в Григории Мелеховы. С синими глазами, совсем на него не похож! И я, чувствуя фальшь, не смогла с ним в паре читать текст. Уехала в полном ощущении, что всё проиграла. А через две недели меня опять позвали на пробы… На роль утвердил сам Шолохов. Когда в 1957-м был первый просмотр, ко мне подошла Мордюкова и процедила: «Всё-таки сыграла, проклятая…». Я решила, что это шутка.

Быстрицкая сыграла так хорошо, что ее позже произвели в казачьи полковники, вручив саблю, и даже предложили переименоваться в Аксинью Донскую (на последнее она не пошла). Между прочим, в фильме Элина Авраамовна скачет сама, без дублеров.

- А за что вы однажды отчитали Шолохова?

- В 1962 году я снималась в Ленинграде у Георгия Натансона в фильме «Всё остается людям». Там же в это время проходил симпозиум советских писателей, в котором участвовал Михаил Александрович. Мы созвонились, он позвал меня в свой гостиничный номер. Прихожу, а через все комнаты стоят столы, то тут, то там - вчерашние гости. Запах ужасный, хозяин - не в лучшем виде. Ну, я и выпалила: «Михаил Александрович, что же вы делаете с писателем Шолоховым?!». «Замолчи! - вскрикнул он. - Думаешь, я не знаю, что выше «Тихого Дона» ничего не написал?». Это была его боль… Кстати, сейчас вышло новое издание книги - без купюр. Я начала читать - оторваться невозможно.

«Вижу сестру по скайпу»

- Элина Авраамовна, вы прекрасно выглядите. Поделитесь секретом?

- Очень важен здоровый образ жизни. И мыслей. Я никогда не причиняла никому вреда. В свои 83 (мне скрывать нечего!) - не пью, не курю (одно время затягивалась, но более 30 лет как бросила), придерживаюсь режима питания и отдыха. Раньше по два часа в день занималась спортом, теперь - около часа. Хоть время и берет свое, но мышцы нужно тренировать постоянно. Дома у меня два тренажера, третий - на подходе. В бильярд играю до сих пор. Делаю это с удовольствием. Как-то на Кубке Кремля победила лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Он тогда заявил: «Ну, женщинам надо уступать!». А я ответила: «Да мы все видим, как вы уступаете…».

- Расскажите о семье…

- Два двоюродных брата: в Москве - по материнской линии, в Донецке - по отцовской. Родная сестра уехала за границу. Сначала ее сын, а за ним и она. Мы перезваниваемся несколько раз в неделю. Вижу ее по скайпу…

Гимнастика с космическим уклоном

- Я была знакома с Юрием Гагариным, 50-летие полета которого праздновалось в апреле, - рассказывает Элина Быстрицкая. - Наш театр гастролировал в Крыму, первый космонавт отдыхал там в санатории. Во время встречи кто-то из ребят предложил: мы завтра едем расслабиться на природу, давайте с нами! И Юрий согласился. Взял своего ординарца, и мы провели вместе целый день: что-то жарили, что-то пели. Он такой простой парень был, открытый… Еще у меня хороший друг - Георгий Гречко. Когда я была избрана на пост президента Федерации по художественной гимнастике СССР (занимала его 17 лет), решила добиться ее трансляции по телевидению. Обратилась к космонавтам, чтобы вице-президентом был один из них. Выбор пал на Юрия Романенко. Вместе мы и продвинули художественную гимнастику на ТВ. А однажды прихожу в Малый театр, а мне сообщают: из космоса пришла телеграмма Быстрицкой. Оказывается, Гречко и Романенко прямо с орбиты поздравили меня и всех наших актрис с 8 Марта.


Андрей Кривцун. Фото Константина Сазончика.
Читайте также: