Трудное счастье

Накануне Дня инвалидов семья Дзюбак в ДК им. Горького опять была отмечена грамотой.

Ребенок-инвалид в семье - это всегда испытание: на прочность, силу духа и... любовь

Порой и в обычных семьях, где все здоровехоньки, бытие дается, как говорится, со скрипом: сетуем на проблемы - мелкие и крупные, жалуемся на судьбу, поленившуюся выстелить дорожку коврами богатства и успеха. И как-то не задумываемся о том, что всё могло бы быть куда как сложнее. К примеру, как у тех, чьи близкие с рождения или после тяжелой болезни оказались в статусе вычеркнутых из активной жизни. То, с каким мужеством несут они груз ответственности, могло бы стать примером для многих.

Когда Ирина Романова узнала, что поздний и выстраданный сынишка болен (у него признали аномалию головного мозга), в первую минуту испытала шок, подумав: вот как аукнулся мужнин Чернобыль. Но уже во вторую, слушая убедительные доводы врачей, что его лучше оставить в роддоме, ведь ни ходить, ни сидеть мальчик не сможет, поняла, как поступит - будет сражаться за него. Чтобы доказать всем и прежде всего ему, что такой же человек, как и все. Спасать Ромку оправилась в престижную московскую клинику. А еще молилась неистово. И воздалось: в полтора года он впервые сел, в два пошел. В то счастливое мгновение ей показалось, что он не идет, а летит к ней по больничному коридору, как на крыльях. Потом были уверенные попытки повторить в голос стишки про бычка, который «идет, качается», любимые песенки - всё вроде по привычному «детскому» сценарию, переходящему во «взрослый».

Сын закончил интернат. Освоил компьютер, определился с любимыми фильмами и передачами - «Ментовские войны» и «Вечерний квартал». Учится плавать (недавно это делал вместе с дельфинами, похоже, понимая их речь лучше других). И очень любит выступать на мини-концертах, которые устраивает общество инвалидов «Надежда» и Донецкая областная ассоциация «Семейный круг», с песнями и стихами.

Роман Романов к публичным выступлениям привык давно.

Роман Романов к публичным выступлениям привык давно.

- Он не чувствует себя лишним и чужим ни в своей семье, ни в обществе - рассказав эту историю, подчеркивает заместитель председателя общественной организации Вера Дзюбак. - И только благодаря своим родителям, которые неустанно работают с ним, правильно опекают, помогают развиваться и двигаться вперед.

Уверенность Веры Федоровны в том, что инвалидов губит порой не сама болезнь, а именно пассивность и несознательность родных, основана отнюдь не на абстрактной «теории». У нее в семье таких трое. В 1994-м, в результате последствий черепно-мозговой травмы, инвалидом стал муж. Его парализовало, врачи тогда говорили, что осталось жить час, не более. Она же решила, что он должен удержаться подольше: кто будет поднимать пятерых детей? И выходила, поставила на ноги. А спустя два года после болезни беда догнала и сыновей. У Володи проявился ДЦП и плексит левой руки, у Толика резко упало зрение. Впору было отчаяться и обрушить весь свой гнев на несправедливость судьбы. Она себе этого не позволила. И шаг за шагом отвоевала свое непростое будущее. В котором её сыновья смогли получить образование (Толик - еще и музыкальное). Оба самые активные участники соревнований и конкурсов разного уровня, танцевальных, спортивных (в доме полно грамот и кубков). Причем даже занятое там второе место их обижает - лидеры по характеру и образу мыслей. Дотошные помощники во всех делах по хозяйству: Толик пылинки при уборке не пропустит, Володя и выпечку приготовит, и супец отменный сварганит, и фирменный салат «Подсолнух», как никто другой.

Мир их семьи построен по законам любви, взаимопонимания и милосердия. Это тот фундамент, которого порой так не хватает другим «коллегам по несчастью». Как в пределах одной «ячейки общества» , так и в масштабах государства.

- Сколько детишек оказываются пленниками квартир, потому что некоторым мамам некогда их просто вывезти на прогулку, под «соусом» оправдания: нужно работать и работать. Признались бы честно, что хлопотно возиться с ребенком-обузой, - говорит Вера Федоровна с болью. - Такая же проблема  и у общества, не сильно торопящегося помочь инвалиду адаптироваться к создавшимся условиям, выйти за официальные рамки «людей с ограниченными возможностями». Возьмите их пенсии - ниже низшего предела, отсутствие путевок, организации соцпитания, бесплатных услуг медицины, льготного проезда и т. д. и т. п. В атмосфере равнодушия так легко задохнуться и почувствовать себя не нужным никому. Что может быть страшнее? А ведь рецепт «выздоровления» простой: каждому уметь отвечать за рядом живущего с ним человека.  

Вера Федоровна не скрывает, что непросто это дается, даже с учетом всех её почетных регалий (она носит звание «Мать-героиня»). Но своё трудное счастье ни на какое другое променять не согласна...


Елена Карпенко. Фото Ольги Кононенко.
Читайте также: