Чудесные спасения замерзающих

Краматорский пенсионер Анатолий Гашута - жене Людмиле: «Слава Богу, ты жива».

Ежедневно несколько жителей Донецкой области становятся жертвами 20-градусных морозов. Но еще больше наших земляков, с помощью добрых людей, выкарабкиваются из очень сложных ситуаций

Артемовск

Пуговкин благодарен машинистам

74-летний пенсионер, которого на инвалидной коляске в отделение хирургии привез внук Виталий, не устает рассказывать соседям по палате историю своего нечаянного спасения. И всё сетует, что не успел узнать имена своих ангелов-хранителей.

В тот день он отправился в Никитовку на рынок - многие пенсионеры из близлежащих поселков именно там покупают продукты подешевле. Благо проехать в электричке со своей станции Алебастровой он может бесплатно. Мороз был сильный, поэтому «для сугреву» вместе со знакомыми стариками прямо на рынке выпили «сто грамм». Возможно, даже чуть больше, но домой-то всё равно добираться надо!

- Вышел я на станции, уже темно было. Отошел всего несколько метров, попал в сугроб. Выбраться не могу - замерз, да и разморило меня в электричке от тепла да от спиртного. Свалился на бок, зову на помощь, а вокруг ни души. Тут и решил, что пришло, видимо, мое время, - начинает свой рассказ старик под сочувственные вздохи на соседних койках.

Было очень страшно и холодно, признается Николай Пуговкин.

- Вдруг мне в лицо ударил яркий свет. Думаю, не иначе помер, на небеса забирать сейчас будут! Чувствую, точно: подхватила меня какая-то сила и понесла. Только когда затащили они меня в тепло, понял я, что нахожусь в кабине электровоза, а ангелы мои - это хлопцы- машинисты. Довезли они меня на своем паровозе до артемовского вокзала, сдали дежурным. Живи, говорят, находка! - входит в раж на самом эмоциональном месте рассказа дед Коля.   

Николай Пуговкин стал легендой хирургического отделения: всем желающим он рассказывает о чудесном спасении и демонстрирует обмороженную ногу.

Николай Пуговкин стал легендой хирургического отделения: всем желающим он рассказывает о чудесном спасении и демонстрирует обмороженную ногу. 

Немного обогревшись кипяточком, отправился он назад, домой, где в доме-бараке на трех хозяев ждала его «подруга дней суровых», с которой после смерти жены он живет уже десять лет. Та сразу укутала, растерла, в одеяла завернула. И только тогда Николай понял, что с ногами и руками что-то происходит:

- Больно стало невыносимо. Печет всё, как огнем. Правая нога, которая в сугробе совсем утонула, опухла, руки синеть начали. Вызвали «скорую», да куда уж: она-то и проехать к нам не смогла. Тогда внук нашел у соседей коляску, посадил меня, а потом на электричке - в Артемовск.

Медики уже ждали Николая Илларионовича на вокзале, откуда сразу же отвезли в палату хирургии, где ему предстоит еще долго поправлять здоровье. Мужики в палате называют его счастливчиком: если бы отошел от станции хоть на три-четыре метра, не попал бы в свет прожектора электровоза - наверное, не лежал бы уже, рассказывая анекдоты, в теплой палате.

- Спасибо хочу сказать хлопцам за то, что заметили меня, помогли! Жаль, что имен не знаю, за чье здоровье свечку ставить. Может, прочтут об этой истории в «Донбассе», вспомнят меня и порадуются, что живой я остался благодаря их чутким сердцам, - растроганно говорит Николай Пуговкин.

Елизавета Гончарова. Фото автора.

Волновахский район

Проехал станцию и уснул в сугробе

«Сегодня в 10.40 от машиниста грузового поезда получено сообщение о том, что в районе пятого пикета 1171 километра на снегу лежит неизвестный без признаков жизни. Передала дежурная по станции Южнодонбасская Гринько».

Эта информация послужила поводом для развертывания спасательной операции, активное участие в которой приняли железнодорожники и сотрудники Волновахского линейного отделения милиции.

- Учитывая сильнейший мороз, мы сразу же отрядили в указанный квадрат оперативную группу на автомобиле повышенной проходимости, - рассказал зам. начальника Александр Федирко. - При этом допускали мысль, что человек еще жив. Но вот почему он оказался в безлюдном месте, предстояло выяснить.

Одновременно сообщение получили поездные бригады, в том числе машинист электровоза №1059 Александр Бондаренко, который оказался в районе пятого пикета за семь минут до того, как туда прибыла оперативная группа.

- Лежащее рядом с полотном тело я увидел примерно за 150 метров, - говорит Александр. - Доложил об этом и начал тормозить, к счастью, следовали мы без вагонов. Вначале мужчина показался мертвым, но когда я его окликнул, он поднял голову.

Отогревшись в кабине, тот признался, что должен был сойти на Южнодонбасской, однако проснулся только на следующей остановке.

- Оглядевшись, я понял свою ошибку, - сказал он.  - Обратную электричку было ждать бесполезно. До нее оставалось около двух часов. Решил возвращаться пешком, но после первого километра понял, что не доберусь. Сошел в сторону и прилег на снег. Гудки локомотивов и стук колес сперва слышал, а потом заснул.

Юрий Хоба.

Снежное

Андрей на зиму «прописывается» в больнице

Постоянный клиент снежнянских хирургов - 32-летний Андрей - снова попал в больницу, обморозив стопы и кисти рук.

Он инвалид третьей группы именно по обморожению, на лечение попадает с этим диагнозом уже третью зиму. Если в предыдущие годы промерзал, выпивши, то в этом не уберегся, хотя и был трезв, как пояснили в приемном покое ЦГБ.

Пролечился, и уже дома, школьник, отморозивший кисть, возвращаясь с занятий в Доме творчества. А в терапии находится женщина, которую нашли замерзающей, лежащей на земле, в поселке шахты «Ударник». Простуда у нее серьезная, но, слава Богу, ничего не отморозила.

Валентина Постнова.

Мариуполь

Дом сгорел, а зять выгнал

Три морозные ночи пришлось провести женщине на улице, пока «скорая» не доставила ее в горбольницу №9.

- Я по специальности повар, - рассказала пострадавшая Наталья Латышева. - Училась в Харькове, работала в кафе, ресторане. Воспитывала дочь одна - с мужем разошлась, когда ей было пять лет. Потом она повзрослела, вышла замуж и переехала жить в Мариуполь.  Звала меня, но я осталась - работа. Когда нагрянул кризис и кафе с общепитами стали массово закрываться, я решила принять предложение - продала квартиру и поселилась здесь. Вырученные деньги отдала дочери и стала жить с ними. Всё было хорошо, пока дети не стали ругаться - скандалы, выяснения, всякие дележки. Наташа намекнула, мол, мама, тебе лучше пожить отдельно. Купили мне за городом дом. Я переехала туда, завела хозяйство: кур, кота, собаку. Отопления там не было - прогревала буржуйкой. А неделю назад ночью случился пожар. Я даже понять ничего не успела - выскочила из дому, успела схватить только собаку. А тут уже пожарные - их вызвали соседи. Так я осталась ни с чем. Приехала в город, к дочери, ее муж открыл двери. Сказал: Наташи нет. И слушать меня не захотел - выставил за двери, посоветовав возвращаться домой, в Харьков. А куда я поеду без денег?! И здесь никого - город-то чужой. Вот так ходила, ходила, думала, что делать. Присела на остановке и решила, что пусть лучше замерзну, чем так жить. Потом очнулась, пошла в соседний магазин, попросила чаю. Девочки там работают хорошие - не отказали. Так и перебивалась, пока добрые люди не вызвали «скорую». Меня привезли сюда, а что будет дальше - не знаю.

Наталья Латышева на свою беду продала квартиру в Харькове и переехала в Мариуполь.

Наталья Латышева на свою беду продала квартиру в Харькове и переехала в Мариуполь.

Врач Вадим Давыдов говорит, что женщина поступила в состоянии общего переохлаждения организма. Она была бледной, замерзшей, говорила невнятно. Ее определили в терапевтическое отделение. Здесь ей выдали всё необходимое: вещи, еду. Питание трехразовое, тогда как пациентов других отделений кормят дважды в день.

- Куда ее определять потом, мы не знаем, - вздыхает Вадим Аркадьевич. - Идти ей некуда - дом сгорел, а родственников нет.

Сюда же был доставлен 38-летний мужчина. Перебрав алкоголя, он уснул под «крыльями» металлических аистов на улице Гагарина. Ему были диагностированы обморожение пальцев кисти правой руки и общее переохлаждение организма.

В управлении МЧС Мариуполя сообщают, что от морозов в городе пострадали уже 46 человек.

Елена Харченко. Фото автора.

Краматорск

Всю ночь без сознания пролежала в канаве

Едва рассветает, бывший энергетик одного из крупных цехов КМЗ им. Куйбышева Анатолий Гашута неслышно открывает двери десятой (женской) палаты регионального ожогового центра (здесь лежат пострадавшие в последние дни от жуткого мороза), полушепотом спрашивает разрешения у хлопочущей с ведрами санитарки и присаживается на краешек кровати своей любимой. А та уже ждет его, кое-как приведя в порядок почерневшими от мороза пальцами прическу и надев домашний халат.  

- Вы бы знали, что мы с детьми перенесли той жуткой ночью, когда Люда не вернулась домой, - достает платок Анатолий Леонидович. - Были готовы кричать от ужаса, понимая, что с ней что-то случилось...

Его супруга, глядя на нас наполнившимися слезами глазами, молча теребит в руках дольки апельсина. Неделю назад ближе к вечеру ей, бывшему инженеру НИИ тяжелого машиностроения, жительнице Соцгорода (ул. Шкадинова) срочно понадобилось навестить одиноко проживающую подругу - коллегу по опытному производству в Старом городе. Та позвонила и слабым голосом попросила привезти лекарства... Людмила Васильевна наскоро оделась, схватила сумочку, немного денег и выскочила из квартиры.

27 января стало вторым днем рождения Людмилы, считают супруги Гашута.

27 января стало вторым днем рождения Людмилы, считают супруги Гашута.

Подруга жила на окраине, в районе завода «Кондиционер» в частном доме. Пока купила медикаменты, пока добралась да поговорила с приболевшей Катюшей, уже стемнело. Обратный путь по обледеневшей дороге на ближайшую остановку автобуса ей показался вечностью. Мороз крепчал, а порывы ледяного ветра сковывали движения. Поскользнувшись, она упала и скатилась в придорожную канаву. Там и пролежала до утра на 20-градусном морозе, без сознания, обмороженная...

Случайные прохожие, бодро бегущие утром на остановку, заметили припорошенную снегом женскую фигуру в легком пальто. Вызвали милицию и «скорую».

- Спасибо той супружеской паре, которая спасла меня. Я их постараюсь найти и отблагодарить, - вытирая слезы, шепчет пациентка. - А 27 января буду считать своим вторым днем рождения.

По словам главврача ожогового центра Олега Андреева, медики едва выходили женщину, получившую четвертую степень обморожения конечностей.

Сергей Маринцев. Фото автора.

Енакиево

«Ключница», рыбак и прочие пострадавшие

По сравнению с предыдущими холодными зимами в этом году, к удивлению медиков, морг не зарегистрировал ни одной смерти по причине переохлаждения организма, но с обморожениями в больницу народ поступает.

Так, во второе хирургическое отделение горбольницы №7 по этой причине госпитализированы пять человек. Они пострадали два-четыре дня назад, поэтому окончательная картина их состояния будет видна через неделю, и об ампутации медики пока ведут речь только в качестве неблагоприятного прогноза лечения. Оно, конечно, стандартное: регулярные перевязки, внутривенная инфузионная терапия и препараты, которые, расширяя сосуды, препятствуют тромбообразованию.

Внешне наиболее благополучная из всех - молодая женщина, мать двоих детей Людмила, у которой из всех пальцев на руках только два свободны от бинта и безболезненно двигаются. Но байка, которую она рассказывает, вызывает у докторов ироничную улыбку. Дескать, в восемь вечера возвращалась с работы. Из окна ей прямо в снег выбросили ключи от квартиры. Она их долго безрезультатно искала, пока не почувствовала вначале онемение, а потом жжение и покалывание в кистях. Побежала к куме, пальцы на глазах начали опухать, индикатором неблагополучия стали кольца на них. Хорошо, что без промедления вызвали «скорую».

- У всех в местах обморожения в разной степени тромбированы сосуды и погибли нервы. Там, где еще можно бороться за спасение конечностей, нужны препараты, которые нам на тысячу гривен обещала закупить городская организация Красного Креста, - поясняет, сопровождая меня по палатам, зав. хирургическим отделением №2 Юрий Еремеев.

На лицах пациентов-мужчин - небритость, фингалы и следы разборок. Один пребывает в алкогольном психозе и до сих пор «находится на свадьбе», после которой угодил на койку. Вячеслав ходил на рыбалку, да, провалившись в прорубь, набрал полные бурки воды. Пока добежал домой, вначале побелевшие ступни стали краснеть и отекать. Теперь в бинтах. Ленточный уборщик одного из частных предприятий Игорь обижен на весь белый свет. Госпитализацией недоволен, на доктора бурчит, но больную правую руку нянчит в просторной вязаной варежке и, не ровен час, потеряет отмороженные фаланги пальцев.

Такие пациенты, как Владимир из Енакиева, в своем лечении рассчитывают в основном на гуманитарную помощь.

Такие пациенты, как Владимир, в своем лечении рассчитывают в основном на гуманитарную помощь.

Пожилой Владимир в начале недели в одних тапочках примерно за километр отправился к обидчикам выяснять отношения. Там получил, а тапочки в запале потерял. Распухшие, как сардельки, пальцы на руках и ногах у него красно-синего нехорошего цвета. И он с обморожением третьей степени - пока первый реальный кандидат на поход в операционную, из которой может выйти инвалидом.

Ирина Коженцова. Фото автора.

Тельмановский район

Выпил... А утром пришли спасительницы

Вчера утром в Новоселовке воспитательницы детского сада обнаружили лежащего в сугробе мужчину.

36-летнему местному жителю эта суровая зима запомнится навсегда. Мужчина крепко принял на грудь и свалился в снег возле детского учереждения. Сколько он там пролежал, неизвестно, но утром беднягу приметили женщины, которые торопились на работу. Сейчас пострадавший находится в центральной районной больнице. Зав. хирургическим отделением Анатолий Романов оценил общее состояние пациента как удовлетворительное. Но тревогу вызывают обмороженные пальцы рук и ног. И если на верхних конечностях, по словам врача, они еще могут прийти в норму, то вот на нижних… придется прибегнуть к ампутации. Кстати, отметил Анатолий Петрович, новоселовец - единственный в районе на вчерашний день, кто пострадал от мороза.

Юрий Щербак.

Димитров

В свете фар увидели малыша...

Маленький Саша из Димитрова, можно сказать, родился в рубашке. Хотя когда двое мужчин вечером 31-го января увидели его, раздетого, на морозе,  им так не показалось.

- Был восьмой час вечера, холод жуткий (как потом выяснилось - минус двадцать). Мы с другом Владимиром Варфоломеевым ехали по улице Гризодубовой, в районе террикона, - рассказывает Александр Карпенко. - Темень, вокруг ни души. И вдруг в свете фар мелькнула фигурка мальчика. В одной рубашечке и колготках. Идет, плачет, а слезы на морозе стынут.

Александр выскочил из машины, сгреб малыша в охапку - и опять в салон. Там накинул на кроху куртку товарища, прижал его к себе, накрыл сверху своей. Пальцы у мальчика, которому 12 марта исполнится два годика, к тому моменту уже не сгибались. На улице он кричал, а в авто притих, даже успел придремать, пока его везли в Димитровскую центральную горбольницу. К счастью, та была недалеко.

Димитров. Малыш Сашка даже не подозревает, что мог потерять руки.

Малыш Сашка даже не подозревает, что мог потерять руки.

- Ребенку повезло, что его заметили и привезли к нам, - говорит хирург Виктор Долженко. - Пальцы на ножках не пострадали, а вот на руках - обморожение I и II степени. Саша активно отбивается от врачей, плачет, кричит, как и любой нормальный ребенок. Перевязки делаем с трудом. Но лечение, в том числе капельницы, свое дело сделали: отек на пальцах уходит, сосуды расширились. Отнимать ничего не будем, но пальцы у него теперь будут страдать даже при слабом морозе. Если всё пойдет хорошо, уже в начале следующей неделе мальчика выпишем.

По словам Виктора Ивановича, сначала с пострадавшим сидела старшая сестра, а потом появилась мама, уже объяснявшаяся с милицией по поводу того рокового вечера.

- Не могу сказать, что она такой уж асоциальный тип. Внешне выглядит нормально. И малыш - кстати, ухоженный, не истощенный - к ней тянется. С удовольствием ест как домашнюю пищу, так и наши супы да каши, - отмечает Долженко.

Спасители мальчишки проведывают его в больнице, привозят фрукты.

- Ну, какой это подвиг? - пожимает плечами Карпенко, у которого тоже есть сын. - Разве кто-то другой проехал бы мимо?

Как рассказал «Донбассу» зам. начальника горуправления милиции ГО Сергей Рускевич, мальчик растет без отца. Вечером 31-го его 37-летняя мама, сидящая в декрете, пошла к знакомой, где злоупотребила спиртным. Кое-как добралась домой, улеглась спать. Бабушка пошла в магазин, сестра - гулять. Похоже, решил пройтись и маленький Сашка. В чем был, выскочил на улицу, в лютый холод. Выбежал за калитку, заблудился. Если бы мимо не ехали Карпенко с Варфоломеевым, мальчика, возможно, уже не было бы в живых...

Скорее всего, уголовное дело возбуждать не станут, ведь обошлось без тяжких последствий. А вот административная ответственность нерадивой маме, впервые попавшей в поле зрения правоохранителей, грозит.

Андрей Кривцун.


Читайте также: