Женщины Чапая обижали, а солдаты - обожали

Бравый Георгиевский кавалер Василий Чапаев с красавицей-супругой Пелагеей I.

Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения легендарного комдива Красной Армии, героя двух войн и огромного количества анекдотов, человека, имя которого увековечено не только в России и Казахстане, где ему довелось сражаться, но и в нашем крае (улицы в Донецке и Славянске, шахта в Шахтерске). Речь о Василии Ивановиче Чапаеве, якобы нашедшем смерть в водах Урала, когда ему было всего 32.

Боец-молодец

Урожденный Чепаев (это уже Фурманов, а за ним и братья Васильевы переиначили фамилию, после чего и детям Василия Ивановича пришлось ее подкорректировать) был шестым ребенком в семье крестьянина-мордвина. Церковно-приходскую школу он закончил в селе Балаково (Самарская губерния), куда семья переехала из Казанской губернии. Родители мечтали, что Вася станет священнослужителем, но он выбрал другую судьбу.

До Первой мировой он плотничал, а когда был призван на военную службу, показал себя бравым солдатом. Сражался в 326-м Белгорайском пехотном полку на Волыни и в Галиции, был несколько раз ранен. Войну закончил в чине фельдфебеля, с Георгиевской медалью и солдатскими Георгиевскими крестами трех степеней. Февральскую революцию встретил в госпитале в Саратове, примкнул к большевикам, стал военным комиссаром Николаевского уезда.

Совнарком считал его выскочкой, то и дело ставил палки в колеса. А он пёр, что тачанка по чисту полю. Организовал уездную Красную гвардию из 14 отрядов, потом стал комдивом. Бился с Калединым, Колчаком, за храбрость получил орден Красной Звезды.

Однажды командарм 4-й армии поручил своенравному Чапаеву разгром отрядов Самарской «учредилки», численностью превосходившей его дивизию в три раза. Расчет был прост: стопроцентная гибель дивизии, дискредитация зарвавшегося Василия Ивановича. Но тот провернул блестящую военную операцию, в результате которой белые потеряли 300 человек убитыми и 800 ранеными. А в чапаевской дивизии было лишь пятеро убитых да четверо раненых. Командарма сняли с должности, слава Чапая стала страшить врага.

Он умел использовать «всё, что под рукою». То пошлет на врага сотни коров и лошадей с горсткой бойцов, а сам с основными силами зайдет в тыл белым, да ка-а-ак жахнет! То, отрезанный своими же от снабжения, воюет трофейными боеприпасами. То, оставленный командиром армии без дивизии, в четыре дня формирует новую.

Солдаты его обожали. И было за что. Он обращался с ними без всякого зазнайства, ходил вместе с бойцами в атаку, даже раненый не покидал поле боя. Известен групповой снимок комиссаров и политработников 25-й стрелковой дивизии 1919 года, на котором Чапаев в центре с перевязанной головой. Несмотря на относительную демократичность нравов, в дивизии Василия Ивановича имелись и «табу». К примеру, за мародерство и грабеж приказывал «бить плетьми, а после гнать взашей».

Как-то прибыли в расположение чапаевской дивизии особисты. Уединились с Василием Ивановичем в штабе. А когда вышли, увидели, что здание окружено кольцом солдат, готовых поднять незваных гостей на штыки, если те попробуют обидеть их командира.

Смекалистого комдива послали в Москву, в Академию Генштаба, учиться. А он через пару месяцев сбежал. Главная его учеба была в бою.

«Действия Чапая отличаются крайней самостоятельностью; он ненавидит всевозможные планы, комбинации, стратегию и прочую военную мудрость. У него только одна стратегия - пламенный могучий удар. Он налетает совершенно внезапно, ударяет прямо в грудь и беспощадно рубит направо и налево», - писал тогда еще в своем дневнике Дмитрий Фурманов.

Две Пелагеи и Анка

Если на полях сражений Чапаев практически не терпел поражений, то на любовных у него были сплошные разочарования.

Первой женой Василия Ивановича стала Пелагея Метлина - черноволосая красавица, работница кондитерской фабрики из зажиточного рода священников. Ему исполнилось 22 года, ей - 16. Родители с обеих сторон были против брака. Но Чапаев добился своего. Уже через год после свадьбы молодая жена подарила ему первенца - Александра, в 1912 году у них родилась дочь Клавдия, а в 1914-м - сын Аркадий. Младшенький ушел раньше всех - в 1939-м он, военный летчик, погиб при испытаниях истребителя. Старший сын прошел всю Великую Отечественную, в отставку вышел в звании генерал-майора. Последняя должность - зам. начальника артиллерии Московского военного округа. Его не стало в 1985-м. Клавдия Васильевна прожила на 14 лет больше. Была партработником и собирателем материалов об отце.

Пелагея стала изменять Василию еще во время Первой мировой. Пока он зарабатывал звания да награды, она крутила роман с соседом-кондуктором. Когда супруг приехал на побывку, произошел большой скандал. Но уж очень любил он красавицу-жену. Простил… На радостях пошли к фотографу и сделали снимок. Да только брак это не спасло. Распутная Пелагея вскоре сбежала с любовником. Детей Чапаев вернул, а ее - нет…

По иронии судьбы, вторую жену (гражданскую) Василия Ивановича тоже звали Пелагея. И досталась она ему… в наследство от друга Петра Камешкерцева. Тот умер на руках у Чапаева в одном из боев Первой мировой. А перед смертью попросил товарища позаботиться о его семье - жене и двух дочерях. Чапаев слово сдержал, навестил семью в селе Березово. Ну и, как говорится, так получилось… Вскоре он перевез ее к своим родителям. Там же обитали и пятеро детей.

Пелагея II на чапаевское добро ответила черной неблагодарностью. Закрутила роман с начальником артиллерийского склада Георгием Живоложиновым, который был на десять лет ее моложе. Когда Чапай узнал об этом, начсклада сбежал. Ну, а подлой бабе комдив указал на дверь.

Еще одной любовью Василия Ивановича называют Анну Стешенко, жену политкомиссара Дмитрия Фурманова, некоторое время служившего вместе с Чапаем. Между мужчинами даже возникло нешуточное противостояние, итогом которого стали бичующие друг друга письма «наверх». В конце концов, в штаб прибыла комиссия, постановившая отослать Фурманова с супругой - от греха подальше.

Кстати, образом Анки в фильме братьев Васильевых стала вовсе не Стешенко, а медсестра Мария Попова. Именно на нее раненый пулеметчик однажды навел наган и приказал стрелять по врагам. Взяв свое имя и эту историю, вдова Фурманова, приглашенная консультантом на съемки «Чапаева», посоветовала вплести в сюжет романтическую линию. Так и появилась большая светлая любовь ординарца Петьки к Анке-пулеметчице. Ну не про треугольник же Чапаев-Фурманов-Стешенко было снимать?

Погиб в воде, на плоту или в плену

Василий Иванович погиб 5 сентября 1919 года при весьма странных обстоятельствах. На штаб 25-й дивизии, находившийся в глубоком тылу в городе Лбищенск (ныне село Чапаев, Казахстан), ранним утром налетели совершившие глубокий рейд казаки (по разным версиям - от 800 до 1,5 тысячи сабель).

Накануне нападения по чьему-то приказу были сняты дополнительные караульные посты. Более того - в архивах сохранились донесения о том, что авиационная разведка красных, совершая облеты степи, обнаружила казачий корпус в камышах. Доклад об этом сразу поступил в штаб армии. Там его и «похоронили». Похоже, без измены не обошлось…

До поры до времени белоказаки тихо «зачищали» Лбищенск, а потом началось: пальба, взрывы, крики. Красные, хоть и имели численное превосходство, но должного сопротивления в одних портках оказать не сумели. Их рубили «тепленькими», расстреливали, как в тире. Чапаев сумел сплотить вокруг себя около сотни бойцов с пулеметами, контратакой выбить налетчиков из здания штаба. В этом бою он был ранен в руку и в живот.

А вот что было дальше - загадка. Вряд ли тяжело раненный Василий Иванович переплывал холодный и стремительный Урал в одиночку, как преподносила это позже советская пропаганда, уверявшая, будто пулеметная очередь настигла героя посреди реки.

Еще одна версия: комдив попал в плен, где и нашел свою смерть. К примеру, газета «Красноярский рабочий» 9 февраля 1926 года сообщала, что в Пензе «арестован колчаковский офицер Трофимов-Мирский, убивший в 1919 году попавшего в плен и пользовавшегося легендарной славой начальника дивизии Чапаева».

И всё же более достоверно выглядит рассказ двух венгров, служивших в чапаевской дивизии. Они уверяли, что еще с двумя бойцами переправили раненого Василия Ивановича через Урал на импровизированном плоту - створке ворот. Но комдив скончался раньше, чем добрались до берега. На другой стороне его и похоронили - прямо в прибрежном песке. Правда, найти могилу потомкам так и не удалось - Урал поменял русло. Выходит, последним приютом Чапая всё-таки стала река.

Роман,  фильм,  компьютерная игра...

Гибель героя обернулась бессмертием. Фурманов написал о нем роман, Георгий и Сергей Васильевы сняли фильм. Лента вышла на экраны в 1934 году и сразу полюбилась народу, не особо вникавшему в то, что Чапай командовал пехотной, а не конной дивизией (как в кино), что его бойцы никогда не пересекались с частями Каппеля (именно они, по сюжету, идут в психическую атаку в эффектных черных мундирах с аксельбантами), что погиб Василий Иванович, не переплывая Урал…

Киношные Чапай и Петька - Борис Бабочкин и Леонид Кмит.

Киношные Чапай и Петька - Борис Бабочкин и Леонид Кмит.

В 1937-1939 годах в испанской народной армии организовали интернациональный батальон имени Чапаева, геройски сражавшийся с фашистскими захватчиками. А во время Великой Отечественной войны был снят агитационный ролик, в котором обыгрывался альтернативный финал знаменитого фильма. В нем комдив доплывает-таки до противоположного берега, где красноармейцы говорят ему: «Заждались уже вас!». После этого Василий Иванович произносит речь с призывом бить врага по его примеру.

Несть числа очеркам о жизни комдива, песням, сказаниям и анекдотам с его участием. Ну, а молодое поколение знает этого усатого героя благодаря серии компьютерных игр «Петька и ВИЧ» (вовсе не вирус, а аббревиатура от Василий Иванович Чапаев) и роману Виктора Пелевина «Чапаев и пустота». По нему, кстати, поставлен спектакль, в котором заняты Михаил Ефремов и Михаил Полицеймако.


Андрей Питонов.
Читайте также: