Верит ли слезам Донбасс

Верит ли слезам Донбасс

«Железная леди» Маргарет Тэтчер утверждает, что 90 процентов наших забот касаются того, что никогда не случится. Но, видимо, реалии старой Англии совершенно не переносятся на украинскую почву: у нас в сводки чрезвычайных происшествий чаще всего попадает как раз то, о чем говорят и предупреждают неоднократно.  

Вторую неделю февраля Донбасс прожил в напряжении: техногенные и коммунальные катастрофы в Мариуполе, Дзержинске, Макеевке и Краматорске одна за другой вытесняли из информационного пространства проблему трескучих морозов и нарастающего количества простудных заболеваний.

Шестеро погибших и пятнадцать пострадавших на рабочем месте вновь заставили говорить о технике безопасности на производстве. В теплосиловом цехе мариупольского меткомбината им. Ильича из-за отключения электроэнергии произошла остановка дымовсасывателя, и доменный газ пошел прямо в котельную. Специальная комиссия выясняет причины произошедшего, но возникает почти риторический вопрос: почему в помещении, куда может попасть смертельно опасный газ без цвета и запаха, не был установлен датчик, его обнаруживающий, что стоило жизни троим рабочим? И главное, где гарантия того, что обычное отключение электроэнергии из-за экономии на безопасности не станет причиной подобных трагедий на одном из самых известных предприятий области…

Очередной взрыв на угольной шахте, на этот раз - дзержинской «Северной». Он привел в действие уже привычную схему: на место трагедии и в больницы к пострадавшим устремляются чиновники разных рангов, обещая во всем разобраться и предоставить всевозможную помощь. Но и без выводов комиссий понятно, что такие катастрофы закономерны: устаревшее оборудование, повсеместное игнорирование правил безопасности ради выполнения плана и природные процессы в шахтных выработках делают работу шахтера крайне опасной. Но в таких городах, как Дзержинск, это - единственный способ достойного заработка. Поэтому, даже несмотря на повторяющиеся трагедии, мужчинам придется продолжать опускаться в забой.

В ту же ночь, когда в шахте Дзержинска прогремел взрыв, «армагеддон» начался и в квартирах многих краматорчан: из-за порыва на главной линии теплотрассы остались обесточены более двухсот жилых домов, школы, детские сады, больницы. Ко всему этому ужасу во многих квартирах добавились потоки горячей воды, хлынувшие из батарей при подключении. Ситуацию вряд ли можно назвать неожиданной: экс-губернатор Донецкой области, а ныне министр ЖКХ Анатолий Близнюк предупреждал, что без кардинальных реформ и повышения тарифов страну накроет коммунальный апокалипсис, потому что более половины труб «были заложены еще до того, как в СССР сняли фильм «Москва слезам не верит», то есть они находятся за чертой сроков амортизации».

Апогеем коммунального разгильдяйства стало обрушение подъезда в трехэтажном макеевском доме, построенном в 1958 году. Только чудом обошлось без жертв среди жильцов, обитель которых еще в 90-х годах была признана аварийной. Решив взять в 2002 году свой дом в ОСМД, они надеялись на обещанный государством капремонт. Но, увы…  

На фоне этих нерадостных событий можно только удивляться стойкости простых жителей Донбасса: несмотря на всё, что случается по вине нерадивых руководителей и политиков, они остаются Людьми. Ценою собственной жизни помогая коллегам выбраться из удушливой котельной, как на мариупольском комбинате. Или сбрасываясь «всем миром», как шахтный профсоюз, на лечение обожженных дзержинских шахтеров. А еще - сутками на морозе «латать» километры теплотрасс, не считаясь ни со временем, ни со здоровьем, понимая, что горю поможешь не слезами, а делами… 


Елизавета Гончарова. Рисунок Виктора Савилова.
Читайте также: