Как "украинский Микеланджело" Иван Кавалеридзе создал святогорского великана

Иван Кавалеридзе (справа) и художник Соколов у макета памятника бахмутскому Артему.

Его называли украинским Микеланджело. Не только за прекрасные скульптуры, но и за многогранность таланта (был режиссером, а в 78 лет открыл в себе прозаика и создал драматические произведения «Вотанов меч», «Перекоп», «Григорий и Параскева», «Первая борозда»). Недаром в этом году в столице решено назвать именем Ивана Кавалеридзе, 125-летие со дня рождения которого отмечается сегодня, одну из новых улиц микрорайона Липинка, что на Подоле.

Княгиня сохранила грудь, но потеряла голову

Кавалеридзе родился на хуторе Ладанский (сейчас село Новопетровка Сумской области) в семье переселенца из Грузии. Дядя-художник забрал паренька в Киев. Там он окончил гимназию, учился в мастерской известного в то время скульптора Федора Балавенского. Позже были Санкт-Петербургская академия художеств, стажировка в Париже.

По возвращении в Киев Иван узнал о конкурсе на лучший проект памятника княгине Ольге - часть многофигурной композиции на Михайловской площади (с одной стороны от нее был поставлен апостол Андрей Первозванный, а с другой - братья­ Кирилл и Мефодий). Принял участие - и победил! Правда, в оригинал пришлось внести изменения, на которых настоял митрополит Флавиан: лишить княгиню меча, надеть наперсный крест, а руку согнуть в локте и положить на грудь.

- Вся фигура по-прежнему сохраняла воинственность и присущую княгине властность, - отмечал Кавалеридзе. - Оказалось, атрибуты в создании образа - не главное… Почувствовала это и игуменья монастыря великой княгини. Сама упитанная женщина, но желавшая видеть в Ольге тощую святую, она с возмущением бросила мне: «Бесстыдник! Грудь какую закатил святой!».

Поставленный в 1911 году памятник пал жертвой большевиков. В 1919-м княгиню сбросили с пьедестала, раскололи и закопали. Боковые фигуры сперва закрыли досками, а спустя четыре года убрали вовсе. Лишь 16 лет назад композиция вернулась на свое место. Части Ольги удалось откопать. Вот только голову не нашли. По эскизам и фото была воссоздана вся скульптурная группа, но уже не из бетона, а из белого мрамора. А найденные куски старого памятника княгине скрепили и поставили (без головы) в парке музея Кавалеридзе на Андреевском спуске, 21.

Честные художники, а тем более новаторы, своей судьбой похожи на непослушных детей, которых даже собственные родители наказывают в первую очередь, - говорил Иван Петрович Кавалеридзе (на фото - мастер за год до смерти возле своего памятника Григорию Сковороде в Киеве).

«Честные художники, а тем более новаторы, своей судьбой похожи на непослушных детей, которых даже собственные родители наказывают в первую очередь», - говорил Иван Петрович (на фото - мастер за год до смерти возле своего памятника Григорию Сковороде в Киеве).

За год до того, как новая власть поиздевалась над его княгиней, Иван Петрович поставил в Ромнах (Сумщина) памятник Тарасу Шевченко - один из первых в Украине. К сожалению, в хрущевские времена он был разрушен как «малохудожественное произведение». И не восстановлен, в отличие от киевской Ольги или монумента философу Григорию Сковороде в Лохвицах (Полтавская обл.), открытому в 1922-м. За него, по словам Кавалеридзе, он получил… два пуда пшеницы. Цементный Сковорода погиб в годы Великой Отечественной войны. 29 ноября 1972 года, к 250-летию со дня рождения философа, монумент возродили в бронзе. Еще один памятник философу, о котором он даже фильм снял, мастер установил на Контрактовой площади столицы, у стен Киево-Могилянской академии, где тот учился. И было Кавалеридзе тогда девяносто.

Артемы-гиганты

В 1923 году, уже ставший известным, скульптор отправился в тогдашнюю столицу Украины - Харьков, чтобы участвовать в конкурсе на лучший проект памятника знаменитому революционеру Артему (Сергееву), который было решено установить в Бахмуте (теперешний Артемовск). В итоге появилось грандиозное 30-метровое сооружение, выполненное в железобетоне. Как и многие другие произведения Кавалеридзе, оно не дожило до наших дней. Сейчас в городе стоит более реалистичный Артем. Зато другой чудо-памятник Сергееву работы Ивана Петровича до сих пор возвышается на севере Донбасса.

Кавалеридзе вспоминал, как его вызвал к себе председатель Всеукраинского центрального исполнительного комитета Григорий Петровский. И предложил:

- В Святогорске нужно поставить бюст Артема. На это у нас есть девять тысяч рублей. Пять - ваш гонорар, четыре тысячи на материалы.

Иван Петрович видел всё более грандиозно:

- Зачем делать очередной бюстик? В Святогорске есть удивительно красивая скала, высотой 125 метров. А если на ней мы поставим Артема? Перед скалой равнина до самого Изюма. Фигуру сделаем метров тридцать. Далеко будет видно... Если надо будет, пущу в ход свой гонорар!

Так оно и вышло. Кавалеридзе получил за свое самое величественное (и весьма необычное) сооружение, до сих пор возвышающееся на правом берегу Северского Донца, рядом со Святогорским монастырем, лишь... девяносто два рубля. Причем древесиной и подсобными работами местные жители помогали ему бесплатно. И, конечно, здорово пособили инженер Вербенко, а также мастера Орленко (четыре брата и три сына).

Монумент весом около 800 тонн сооружался по частям и заливался бетоном на месте, двигаясь ярусами снизу вверх. По расчетам специалистов, общая высота сооружения - под 28 метров. Особенно напряженной была последняя неделя перед назначенным на 11 сентября 1927 года торжественным открытием. «Только сейчас закончили набивку фигуры Артема. Осталось разобрать формы и рештование. Работая всё это время и днем, и ночью, совсем обалдел», - писал Кавалеридзе жене 4 сентября.

Артем работы Кавалеридзе до сих пор возвышается над Святогорьем.

Артем работы Кавалеридзе до сих пор возвышается над Святогорьем.

Открытие памятника проходило в присутствии многих тысяч рабочих, солдат, делегаций из городов и районов Донецкого бассейна. Состоялся парад красноармейцев. Играл духовой оркестр, был дан залп в воздух. А в годы битвы с фашистами пули и осколки снарядов полетели уже в сам монумент. Но он выстоял... И даже стал не одинок: рядом с ним теперь создан Мемориал Великой Отечественной войны.

Сам памятник Артему был реставрирован к сотой годовщине со дня рождения Сергеева в 1983-м. Участие в работах принимал теперешний председатель Донецкой областной организации Национального союза художников Украины, заслуженный деятель искусств Александр Скорых, который даже ездил за «благословением» к автору в Киев.

Разгневал фильмом Сталина

Свой режиссерский путь Кавалеридзе начинал с фильма «Злива» («Ливень»), увидевшего свет в конце 20-х годов. В этой своеобразной истории Украины актерам, игравшим панов, наносили белый грим, и они казались бескровными марионетками. А вот крестьян красили «под бронзу». Подход странный, официальной властью не понятый.

Потом была «Коліївщина», снятая под впечатлением от спектакля «Гайдамаки» Леся Курбаса. А в 35-м Иван Петрович создал картину «Прометей», которая вызвала гневную реакцию Иосифа Сталина. Уж очень не понравилась вождю сцена разгрома горцами царских войск­ - он усмотрел в ней кавказский сепаратизм. 18 февраля 1936 года в «Правде» вышла статья под названием «Грубая схема вместо исторической правды». В результате Кавалеридзе запретили работать с молодежью (он руководил серией альманахов «Украинские песни на экране») и посоветовали снимать кино-оперы. Что он с блеском и сделал.

Если его «Запорожец за Дунаем» (1938) особым успехом не пользовался, то выпущенная двумя годами ранее «Наталка Полтавка» (кстати, первая украинская киноопера) была весьма востребована даже в США. Фильм Кавалеридзе три недели подряд шел в нью-йоркском кинотеатре «Рузвельт», где и местные-то творения в ту пору не держались так долго.

В 58-м вышла его лента «Григорий Сковорода», а три года спустя - «Повія» («Гулящая») по мотивам романа Панаса Мирного, где главную роль - Христи - сыграла Людмила Гурченко, прославившаяся к тому времени благодаря «Карнавальной ночи». Экранизация получилась откровенно слабенькая, хоть ее и сейчас демонстрируют некоторые телеканалы. Многое из романа было выхолощено, да и Гурченко в роли опустившейся селянки, выброшенной на обочину жизни и замерзшей на пороге собственной хаты, оказалась, мягко говоря, не убедительной. И всё же именно Кавалеридзе нащупал в Людмиле Марковне драматический нерв, который впоследствии использовали многие режиссеры.

***

Посмертным признанием мастерства Кавалеридзе, который ушел 3 декабря 1978 года и похоронен на Байковом кладбище столицы, стал памятник Ярославу Мудрому, установленный в 1997 году близ Золотых Ворот Киева. В его основу положена статуэтка князя, созданная Иваном Петровичем в конце 50-х.

Видел Ленина и отказался от бюста фюрера

В годы Великой Отечественной Кавалеридзе оказался в оккупации. Снимал в Западной Украине фильм «Пісня про Довбуша», когда фашисты поперли на Союз. В Киев пришлось добираться пешком. Там ему, человеку достаточно известному даже в Европе, предложили возглавить Комитет по делам искусств при местной управе. Дела совершали благие (помогали евреям, спасали молодежь от отправки в Германию, вызволили из Сырецкого концлагеря кинооператора Владимира Войтенко, который позже снимет знаменитый фильм нашего земляка Леонида Быкова «В бой идут одни «старики»), но так как всем заправляли националисты, цели были соответствующие - создать независимую республику, пусть даже под крылом гитлеровцев. И мастер покинул управу, которую вскоре истребили фашисты.

Он подрабатывал живописью, обменивая картины на продукты. А однажды к Кавалеридзе пришел мужчина с предложением сделать бюст Гитлера. Иван Петрович отказался. Мол, никогда не видел того живьем. Заказчик возмутился: «Но вы же Сталина и Ленина лепили, хотя их тоже не видели!». Иван Петрович парировал: «Нет, я видел Ленина!..» И действительно, он встретил зачинщика революции в Париже, в мастерской своего учителя Наума Аронсона, который рисовал портрет Владимира Ильича.... Позже выяснилось, что тем визитером был советский разведчик, переодетый в мундир немецкого офицера. Его свидетельства во многом помогли мастеру после освобождения.

Хоть сын Игорь и пасынок Борис погибли на фронте, а дочку Нину от первого брака казнили в Харькове за связь с партизанами, на Кавалеридзе пытались повесить клеймо «пособника фашистов». Но раз не арестовали и даже давали создавать фильмы и скульптуры, значит, никакой вины за ним не было...


Андрей Кривцун.
Читайте также: