Мариупольский котельщик торпедировал гордость фашистов

Линкор «Тирпиц» на якорной стоянке.

29 июля - День флота Украины

О подвиге нашего земляка Николая Лунина пишут книги на Западе и слагают легенды в России. А знатоки-исследо­ватели спорят: было ли попадание в гордость немецко-фашистского флота - линкор «Тирпиц»? Одно несомненно: в мировую историю мариуполец вошел как бесстрашный патриот, не побоявшийся торпедировать целую эскадру.

Героем стал в 1942 году

На заре прошлого века в Одессе в семье матроса родился сын Николай. Еще до революции Лунины перебрались в Мариуполь - здесь, в бурно развивающемся порту, работы было хоть отбавляй. Но им пришлось туго - на житье не хватало, и тогда десятилетний отпрыск принял не по-детски волевое решение - устроился чистильщиком котлов зимующих паровых судов, чтобы хоть как-то помогать родителям.

Парень быстро рос, раздаваясь в плечах, и вскоре его сделали юнгой, а потом и матросом. С тех пор его судьба была неразрывно связана с морем. Только в 1930-м, после окончания Ростовского рыбмортехникума, Николай немного отслужил на сухопутье - шифровальщиком в штабе Северокавказского военного округа. Еще перед армией успел поработать вторым помощником капитана парусной шхуны «Вега» и старпомом на танкерах «Грознефть», «Советская нефть» и «Азнефть».

За шесть лет до начала войны Лунина вызвали в партком Черноморского пароходства, чтобы вручить направление в Учебный отряд подводного плавания им. Кирова. Спустя два года он уже с лейтенантскими нашивками на кителе ступил на палубу лодки «Щ-314» Балтийского флота в качестве помощника командира, а перед самой войной - возглавил «Щ-421» на Северном флоте.

Интересный факт: с началом Великой Отечественной лунинская «щука» активно действовала на коммуникациях противника, но потопленными судами похвастаться не могла. Сам Николай Александрович вспоминал: «Из первого боевого похода возвратились без успеха. Сказалось неумение воевать по-настоящему, как результат формальной подготовки в мирное время». Но правильные выводы были сделаны: уже к марту 1942 года Лунин потопил семь вражеских кораблей. Капитана 3 ранга представили к званию Героя Советского Союза. Тогда же он был назначен командиром большой крейсерской лодки, впоследствии ставшей легендарной - «К-21». Первое впечатление от нового корабля было: бардак. Дисциплина низкая, приказы исполняются вяло, без «огонька», о неисправности торпеды докладывать не спешат… С таким экипажем много не навоюешь, а бездарно погибнуть - пара пустяков. Организаторский талант сделал свое дело - летом второго года войны «К-21» выходила в море с настоящим боевым экипажем, на лодке всё работало безукоризненно - и люди, и механизмы.

«Коня» - сломить, «Донбасс» - защитить

В полярный Мурманск прибывали ленд-лизовские конвои союзников - корабли, груженные танками и цветными металлами, самолетами и сукном, высоко-октановым бензином и тушенкой. К началу весны 1942 года из 93 судов, отправленных в СССР, до цели добрались все, за исключением одного, потопленного немецкой подлодкой. Когда же на севере оказался нацистский супер-линкор «Тирпиц» и несколько конвоев едва избежали встречи с ним, дело «запахло керосином». Англичане запаниковали.

Капитан 1 ранга, историк Военно-морского флота Виталий Доценко рассказывает: «26 июня из исландской бухты Хваль-фиорд вышел конвой PQ-17 в составе 36 транспортов, в том числе советских - танкеров «Азербайджан» и «Донбасс». Для его перехвата немецкое командование разработало операцию «Россельшпрунг» - «Ход конем». В роли «коня» выступал тот самый «Тирпиц» с солидным эскортом из тяжелых крейсеров «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер», а также семи эсминцев и двух миноносцев. Два дня спустя лодка К-21 под командованием капитана 2 ранга Николая Лунина заняла исходный район для перекрытия выходов из Альтен-фиорда. Ранним утром 5 июля К-21 получила радиограмму о выходе в море немецкой эскадры. Лунин приказал лечь на курс сближения с противником».

Первое описание атаки на «Тирпиц» было опубликовано еще в 1943 году в «Бюллетене боевой подготовки Военно-морского флота». В половине пятого вечера акустик доложил о шумах по пеленгу 212 градусов. Линзы поднятого перископа преецировали лишь изломанный волнами горизонт - до немецкой эскадры было слишком далеко. Море дышало легкой зыбью - не более 2-3 баллов. Видимость была отличной, что огорчило командира - в такую погоду, да еще при волне без пены, перископ с белым «барашком» буруна издалека заметит любой сигнальщик. Лунин еще дважды поднимал перископ, пока в перекрестье прицельной шкалы не возникли две узкие тени. Уже вычисляя торпедный треугольник для атаки на концевой немецкий миноносец, он увидел над горизонтом черточки мачт крупных кораблей - это были «Тирпиц», «Шеер» и «Хиппер», идущие противоторпедным зигзагом. Над эскадрой летал гидросамолет, опознанный Луниным как Ar-196. Атаковать в таких условиях было верхом смелости, но командир К-21 приказал лечь на боевой курс.

Спустя час, всплыв под перископ, Лунин увидел, что немцы повернули влево и идут в кильватере. Самое время для торпедного залпа! Когда на карту легли карандашные линии курсового угла атаки, эскадра вдруг ушла вправо - все расчеты насмарку. К-21 нырнула и снизила скорость. Когда через семь минут перископ вновь показался на поверхности, корабли немцев были как на ладони, лодка шла внутри строя эскадры. Готовыми к залпу оказались кормовые торпедные аппараты. «Тирпиц» маячил где-то в 17 кабельтовых (около 15 км) – далековато для атаки, однако в 18 часов 1 минуту 30 секунд 4 торпеды устремились к цели.

Попадание, которого… не было

Общеизвестно, что спустя 2 минуты 15 секунд после четырехторпедного залпа по линкору «Тирпиц» на К-21 зафиксировали два взрыва, а позже - еще один - продолжительный и раскатистый. Через полчаса после атаки прогремел такой же, а еще через шесть минут - «закрепляющий». По убеждению тогдашнего командования советским флотом, как и самого Лунина, «подбитая» эскадра ушла в базу. Однако, по мнению Фрер-Кука - автора знаменитого исследования «Охота на Тирпица», который использовал в своем труде исключительно тайные архивы, на немецких кораблях не фиксировали ни присутствия русской подлодки, ни ее торпедной атаки и, тем более, серию взрывов. Об этом красноречиво свидетельствует вахтенный журнал и журнал боевых действий «Тирпица».

Можно лишь предположить, что запись об атаке Лунина находилась в приложении к корабельному документу, куда немцы заносили боевые донесения. Или же их вообще не делали, чтобы не компрометировать командование флота перед фюрером (по версии Дэвида Вудворта - автора исследования «Тирпиц в битве за Северную Атлантику»). Оба допущения перечеркиваются враз, если учесть, что после попадания торпед эскадра, не меняя курс, еще долго шла в направлении английского конвоя…

Да, операция «Ход конем» действительно была прервана, однако тому виной совсем не Лунин. Самое весомое доказательство - результаты обследования корпуса «Тирпица» в августе 1945 года комиссией Северного флота, которая, кроме характерных повреждений от английских 5-тонных супербомб, унич­тоживших линкор, не обнаружила даже следов попадания торпед или ремонта днища. До недавнего времени отчет комиссии был засекречен…

«Реквием каравану PQ-17»

Так что же произошло тогда, 5 июля, на самом деле? Не мог же целый экипаж во главе с Луниным страдать массовыми слуховыми галлюцинациями? Вероятно, взрывы действительно были, но продиктованы они были другим: выпущенные К-21 торпеды могли взорваться в кильватерной струе «Тирпица» и одного из «контуженных» эсминцев. «Подбитым» вполне мог быть Z-24, ставший на ремонт сразу после операции (факт). Или же торпеды взорвались в параванах кораблей, что немцы восприняли как подрыв дрейфующих мин.

Есть третий вариант: торпеды вообще не попали в цель - они могли удариться о скальный грунт на глубине 200-300 метров и взорваться. Не дойти до линкора они могли по нескольким причинам: производственный дефект - травление донышек воздушных резервуаров, снижающее дальность хода; сильное волнение моря (3-4 балла), при котором высота волны равна заглублению торпеды, что уводит ее от цели.

Как бы там ни было, герой остается героем. После войны Николай Лунин еще долго командовал соединениями подводных лодок, плавал капитаном-наставником. За два дня до кончины друзья принесли контр-адмиралу роман Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17», опубликованный в журнале «Звезда», где атака на «Тирпиц» описывалась как успешная. Ничего не ответив, Николай Александрович только прослезился. Он захотел встретиться с автором: «… про мою К-21 только один писатель написал так правдиво, честно и по-морски, что я не мог читать без слез, а вы, ребята, сами ведь знаете, что я не из слезливых…».

 

Николай Лунин  в годы войны.

Николай Лунин  в годы войны.

Встреча экипажа К-21 во главе с командиром  Николаем Луниным (в центре) после атаки на «Тирпиц».

Встреча экипажа К-21 во главе с командиром  Николаем Луниным (в центре) после атаки на «Тирпиц».
Подводная лодка К-21.

Подводная лодка К-21.


Елена Харченко.
Читайте также: