Подводный мир воспитает дончан

Олег Федин рассказывает, с какими трудностями столкнулся, пока делал эти кадры.

Именно эту идею преследовали организаторы новой экспозиции «Капля в море», которая открылась в худо-жественно-выставочном центре «АРТ-Донбасс». Водная стихия, запечатленная всемирно известными фотографами-дайверами, отражена в 300 работах из 15 морских акваторий.

Не часто приходится наблюдать прямо перед собой акулу или витиеватые лабиринты подводных пещер и рифов, черепах и миграцию рыб. На суд зрителей свои работы представили именитые фотографы России и Украины: Андрей Нарчук, Виктор Лягушкин, Алексей Зайцев, Андрей Некрасов… Из донецких авторов участвовал только Олег Федин.

- Часто приходится сталкиваться с тем, что сделать хороший кадр мешают плавающий пакет или куски пластика, встречаются даже цветочные горшки, - сетует Олег. - Но у подводных фотографов существует своего рода правило приличия: если видишь что-то подобное, то обязательно должен забрать с собой и потом выбросить. Недавно я вернулся из Индонезии. Гид, который нас там сопровождал, никогда не ныряет без мешка и даже целенаправленно собирает ТБО.

Организатор выставки Степан Шульга уверяет, что безразличное отношение к природе рано или поздно погубит ее. Например, в Средиземноморском бассейне уже умерло много черепах, которые проглотили целлофановые пакеты, перепутав их с медузами. Пеликаны и чайки принимают яркие мелкие колпачки за рыбок и съедают их.

На снимках можно увидеть наглядные примеры засорения дна. Например, ушастая морская собака, выглядывающая из алюминиевой банки из-под газировки, или рыба-прилипала, устроившаяся на... затонувшем унитазе.

Олег признается, что погружаться в водоемы нашей страны практически бесполезно. Главная жила украинских фотодайверов - Черное море.

- Красивые кадры можно сделать и в пресной воде, - говорит фотохудожник. - Например, у Андрея Нарчука много работ, сделанных в прудах Подмосковья. Но, в основном, приходится путешествовать в экзотические страны, хотя бы раз в три месяца. Труднее всего справиться с аппаратурой. Никогда не знаешь, что интересного встретится, а поменять объектив под водой практически невозможно. Кроме того, оборудование очень тяжелое. С собой на глубину нужно взять около пятнадцати килограммов. Проблематично обеспечить себя светом. Технические средства, которые существуют сегодня, способны «пробивать» воду лишь на два с половиной метра. Настоящие мэтры, как Виктор Лягушкин, снимающий для «National Geographic», берут с собой в пещеру до семи вспышек и несколько ассистентов. Главное правило - не пытаться что-то трогать: или повредите животному, или оно вас укусит.

Федин по профессии экономист. В свое хобби он втянул и жену - постоянную попутчицу.

Кроме фотографов, свои творения на выставке представили дизайнеры ассоциации «4-й блок». Они иллюстрировали, насколько меньше объема занимают те же пластиковые бутылки, если их смять. Самым наглядным примером стал коврик, символизирующий траву. Зеленым на нем остался только силуэт человека, окаймленный мелким сором в виде пластмассы, салфеток и прочей окружающей нас ерунды. Каждый желающий за умеренную плату мог лечь туда и сфотографироваться.

Вход на выставку бесплатный. Она будет работать до 24 сентября.


Марина Самара. Фото Ольги Кононенко.
Читайте также: