К юбилею муздрама откроет секрет

За день до праздника. Пока технические службы театра занимаются украшением здания, представители труппы и руководства показывают «Донбассу», какой веселый праздник они готовят для своих гостей.

Завтра замечательный донецкий театр отмечает 85-летие и презентует нашумевший спектакль

В честь своего 85-летия известный театр подготовил для всех нас запоминающийся презент: завтра здесь состоится торжественный прием и премьера нашумевшего спектакля «Фредерик, или бульвар Преступления». Он рассказывает о закулисной жизни и открывает зрителям все секреты актерского бытия. Кроме того, то, что праздник вообще решили проводить, можно считать подарком для поклонников, ведь недавно театр простился со своим бессменным художественным руководителем, народным артистом Украины Марком Бровуном. И именно завтра - 40 дней, как его нет с нами. Вот такое вполне театральное сочетание: юбилей, премьера, поминание… Смех и слезы…

Донецкий национальный академический украинский музыкально-драматический театр переживает период расцвета - этого никто не оспорит. Но благодаря кому-чему он является таким популярным и востребованным, уникальным в своих вокально-танцевальных возможностях и актерском составе? В поисках ответов на вопросы журналисты «Донбасса» отправились за кулисы.

Растим солистов для Большого и Мариинки

Конечно, вы и сами знаете, что донецкий театр называется музыкальным абсолютно заслуженно. Более того, артисты здесь поют так, что многим звездам шоу-бизнеса и не снилось! Однако так было не всегда. А всё началось с приходом Татьяны Пащук, которая сейчас является главным хормейстером.

- В 2000 году я пришла в театр как актриса. Но просто петь у меня не получилось: по дороге в кабинет к зав-труппой я встретилась с Марком Бровуном, который стал расспрашивать, кто я и что здесь делаю. Он очень обрадовался, когда узнал, что по образованию я хормейстер. «Нам как раз нужен такой человек! - воскликнул он. - Всё, начинаем работать!». За две недели в театре появились вокалисты: я позвала своих соучеников, знакомых, которым пообещала, что в первую очередь им будет интересно. Так и получилось. В скором времени мы дали свой первый концерт, публика была потрясена, мы - тоже, и лучшего стимула для продолжения этого дела было не придумать. Между прочим, найти вокалиста для театра непросто. В консерватории учат академическому вокалу, а у нас еще и стихи нужно суметь прочитать, и глазками поиграть, - объясняет Татьяна.

За двенадцать лет существования вокальной группы ее состав менялся уже восемь раз. Чаще всего вокалисты уходят в именитые театры. Алина Яровая сейчас солистка Большого театра, Денис Федоренко и Виктор Коротич поют в Мариинке. А вот Любовь Доброноженко хранит верность донецкой сцене и является любимицей всего региона.

- Самое интересное, что начинали мы с Любой с концертов. А сейчас у нее главные роли и в музыкальных спектаклях, и в драматических. Она смогла переквалифицироваться из вокалистки в разностороннюю актрису! И Максим Селиванов, который тоже пришел только петь, в драматических спектаклях сегодня занят даже больше, чем в музыкальных. И Володя Квасница, победитель фестиваля «Славянский базар», к нам пришел тоже сразу после консерватории. Но раскрылся и уже через год стал играть главные роли, - с гордостью говорит хормейстер.

Донецкий драмтеатр

В то время как на главной сцене идут репетиции юбилейного вечера, в декорационных мастерских театра готовятся к еще одному важному событию - премьере зимней сказки для детей «Морозко». Николай Панченко закрепляет гигантскую снежинку.

Поставить балет? Почему бы и нет!

Идти в драмтеатр, чтобы посмотреть балетный спектакль... На первый взгляд, это даже звучит странно. Но только для тех, кто ни разу не был в донецкой муздраме. Все остальные знают: подопечные главного балетмейстера Василия Маслия на ура справляются со своей задачей.

- А вот я ничего удивительного в том, что в нашем театре есть замечательные танцоры и балетные спектакли, не вижу. Поставить балет? Почему бы и нет! Конечно, я рад, что мой опыт работы артистом балета и педагогом по танцу в актерской школе в Кракове, а также учеба во французском институте по балетмейстерству и педагогике здесь явно пригодились. Но гораздо важнее, что в нашем театре можно реализовать себя в разных качествах. И делать то, о чем другие только мечтают, - рассказывает Василий. - Это мы с коллегами научились у нашего худ-рука Марка Матвеевича - великого реформатора и человека, который не боялся рисковать. Он бросался в проекты, как в омут головой. Взять хотя бы те спектакли, которые делал я. Например, ретро-шоу «Истории нашего двора». Идея у меня появилась, когда я увидел телепрограмму, в которой Бровун водил журналиста по дворам своего детства и рассказывал о них. Я решил поставить на эту тему балет. А мне предложили задействовать и вокалистов. И получился такой классный синтез... Конечно, после ухода нашего худрука я, как и многие коллеги, приходил в театр и думал: «Куда теперь идти с идеями? Как всё будет?» А потом как-то представил реакцию Марка Матвеевича на это мое состояние. Он бы сказал: «Так, хватит страдать! Займись делом! Театр должен работать!» И это мне в нашем театре больше всего нравится: мы находимся в постоянном творческом поиске, идем по неизведанным тропам.

Василий Маслий: «Наш театр находится в постоянном творческом поиске.  За это я его и люблю!»

Василий Маслий: «Наш театр находится в постоянном творческом поиске.  За это я его и люблю!»

Все лучшие - на чемоданах

Не переживайте: речь идет не о наших, а о талантливых артистах со всей Украины, которые работают в своих театрах и только и мечтают, когда же их позовут в донецкую муздраму. Да-да, в нашей труппе сегодня немало актеров, которые приехали из других городов по приглашению театра.

- Конечно, мы с мужем, работая в Херсоне, знали о донецком театре и над предложением долго не раздумывали. Супруг переехал уже через месяц, а чуть позже и я. В общем, вписались в план по гармоничному наполнению труппы, - улыбается народная артистка Украины Елена Хохлаткина. - Больше всего удивило, как быстро театр стал для нас родным. Огромная заслуга в этом Марка Матвеевича, который всегда говорил: «Если я беру человека в труппу - я несу за него ответственность». Действительно, такой заботы я больше нигде не испытывала, хотя донецкий театр - третий в моей жизни. И интересные роли сразу предоставляются, и помощь в бытовом обустройстве. Я точно знаю, что в нашем коллективе нет ни одной семьи, для которой квартирный вопрос был бы проблемой. Даже у приезжих он решен! Что касается нашей семьи, то мы вообще стали свидетелями чуда. Марк Бровун отдал нам с мужем квартиру, которую изначально город выделил для него. А он сказал чиновникам: «Я еще подожду, но у меня есть замечательные артисты…» Это было четыре года назад. В общем, не случайно так много людей считает Марка Матвеевича ангелом-хранителем.

Вместо «посиделок» делаем уроки

Вникнув в вопросы творческие, мы с фотокором попытались изучить закулисную обстановку в плане внутренних настроений и быта. Сами знаете, сколько баек ходит о том, что в гримерках любого театра - дым коромыслом и посиделки «для снятия стресса» чуть ли не круглосуточно, с перерывом на спектакль.

- У нас вы такого «колорита» не найдете, - смеется актриса Елена Слабунова. - Скорее увидите, как мы тут делаем с детьми уроки в промежутках между репетициями. У нас многие артисты образуют пары. Я вот мужа Руслана тоже здесь нашла. Вначале мы скрывали нашу симпатию, но однажды Марк Матвеевич подошел ко мне, взял за руку: «Леночка, Руслан такой хороший, вы такая замечательная пара! Давайте!». И так в 23 года я вышла замуж, через три года родилась у нас Яна. И в полтора года она уже выходила на сцену. Все переживали, чтобы малышка не закапризничала, но она даже хныкала в тему! В общем, мы тут все почти родственники. И в театре проводим времени больше, чем дома. Посмотрите: у нас в гримерке и холодильник, и диван! Но главное, за что я благодарна своему театру - не только бытовые условия и квартира. Несколько лет назад я серьезно заболела и моя жизнь была под угрозой. Вначале мне помогала Наталья Марковна - мы скрывали от Марка Матвеевича, чтобы он не переживал. Но он всё равно узнал и помог с деньгами на операцию, с самой операцией. И потом всячески поддерживал. Знаете, не все родственники по крови так заботятся друг о друге. Мой театр дал мне и семью, и жизнь.

«Вышла замуж  с благословения худрука -  и счастлива!» - смеется  Елена Слабунова, рассказывая  о театральных буднях.

«Вышла замуж  с благословения худрука -  и счастлива!» - смеется  Елена Слабунова, рассказывая  о театральных буднях. 

* * *

...Вот такая удивительная предюбилейная прогулка по театру у нас получилась. Множество самых разных историй, впечатлений, воспоминаний. Почти каждое связано с Марком Бровуном - человеком, который всю свою жизнь отдал театру. Сейчас худрука заменяет его дочь - Наталья Марковна. «Мы уже убедились, что она унаследовала от отца внутреннюю силу, его жизненные принципы и любовь к театру. Это - главное. Значит, и до своего следующего юбилея наш театр доживет в полном здравии!» - говорят артисты. Дай Бог! И с юбилеем!

Донецкий драмтеатр


Ирина Панская. Фото Ольги Кононенко.
Читайте также: