Копанки - нелегальные шахты Донбасса. А есть ли власть у местной власти?

Копанки - нелегальные шахты Донбасса. А есть ли власть у местной власти?

Свою работу по борьбе с незаконными разработками угля снежнянский исполком признал «удовлетворительной»

Сам себя не похвалишь…

На заседании исполкома зам. городского головы Снежного Владимир Кучерявенко, курирующий борьбу с нелегалами, отчитался о том, как борется местная власть с копанками. Пошли, правда, небезосновательные слухи о его добровольном уходе с этого поста в связи с «дырочными» скандалами, но пока Кучерявенко в отпуске…

Подробно рассказав о работе комиссии, которая, чуть изменяя название и состав, работает уже более десяти лет, Владимир Алексеевич предложил две оценки в решении: «уд» или «недостаточно». О «неуде» речи не было. Ведь это означало бы, что исполком вообще ничегошеньки не делает. А комиссия в прошлом году почти сорок раз выезжала на копанки. Раз двадцать – согласно плану, тринадцать - по жалобам жителей, четыре – по письмам угольщиков, на горных отводах которых обнаружены дырки-присоски. Десять раз жалобы подтвердились.

Разгоняли копателей абсолютно во всех поселках, в урочищах Леонтьев Байрак и Ореховое, в центре Снежного у рынка, возле профилактория шахты «Ударник» и так далее. В частном доме на улице Воскресенской в поселке Залесное «дырку» милиция заактировала, выяснила, кто её организовал, и… объявила злоумышленников в розыск. Ищет в поте лица! Тома расследования, как подчеркнул поселковый голова Пётр Куликов, растут, а никто не наказан. Более того, «дырка» стоит не засыпанная, там уже молодой человек погиб, то ли за металлом, то ли за углём полез, и каюк… Такие шурфы - приманка тем, кто мечтает их реанимировать. И опасность для особо смелых.

В публикации 1 ноября прошлого года мы рассказывали о том, как жители посёлка Северный пытаются противостоять «дырочникам», самовольно захватившим землю, огородившим ее металлическим забором. Едва ли не на следующий день там побывала очередная комиссия. Но забор сразу никто и не собирался сносить. А предприниматель, узнавший себя в публикации, звонил автору корреспонденции, мол, наговариваете вы на меня, гражданин журналист… Судиться обещал.

Начальник ОБЭП снежнянской милиции Евгений Небесный уверял членов исполкома, что «нет» технологии физической ликвидации дырок, к тому же без обследования подземных выработок нельзя их засыпать, вдруг там есть люди?! А снос только наземных сооружений мало что даёт, восстановить халабуды – дело нехитрое. Если выработки не разбомблены, добычу начать – пара пустяков. На что выведенный из себя градом критики за бездеятельность городской голова Александр Доронин пообещал, что сам сядет в трактор и начнет засыпать копанки!

Ведь речь не только об экологии или разрушении жилья, водопроводов и так далее: уголь с копанок, как знают все, и уже признал не только независимый профсоюз угольщиков, но и Профсоюз работников угольной промышленности (ПРУП), убивает угольную отрасль. Отгрузки с госшахт нет, склады забиты: рынок насыщен. Каким углём? С копанок и карьеров? Речь идет о миллионах тонн.

шахта Ударник - Снежное

Снежнянский угольный гигант уходит в небытие

«Нюансы» сидят в верхах и грабят провинцию

С местной властью, делающей попытки бороться с нелегалами, мало кто считается. Комиссии заседают, а уголёк на-гора идёт. Правильно задают журналисты во многих публикациях совсем не риторический вопрос: а есть ли власть у местных органов власти? Силовики жалуются, что якобы для победы над этим незаконным бизнесом у них нет рычагов и полномочий (читай, желания). А мэрия кивает на некие суперпрепятствия.

Александр Доронин несколько раз на этом заседании намекал, что есть в «дырочной» проблеме некие… «нюансы». Понять намёки мэра можно лишь так: слишком большие люди владеют угольными потоками, чтобы их можно было бы на уровне малого городка перекрыть. «Нюансы», надо полагать, сидят в креслах министров, силовиков, нардепов. Назвать имена – первым попасть под раздачу!

Забор снесли, а страхи… остались

У нашей публикации по посёлку Северному резонанс получился объемный, и власть городская-таки проявила власть. На днях забор снесли. А дальше? Будет ли наказан захватчик? Никаких исков к нахалюгам поссовет в суд не передавал. То есть, в очередной раз все всё всем «простили»?

А на заседании исполкома часто повторялось предложение о «показательной порке». То есть, так раскрутить и наказать кого-то, чтобы другим неповадно было. Мэр пообещал поговорить в нардепом-мажоритарщиком о том, чтобы тот инициировал максимальное повышение штрафов за разработку недр.

Но пока суть да дело, уголь, доступный для примитивной добычи, попросту… закончится. Скорее всего, именно в этом собака зарыта: зачем что-то легализовывать, кого-то ловить, наказывать. Пласты и целики иссякнут, богатеи карманы набьют - и не будет проблемы. Зато народ вообще останется без работы, наплевательское отношение Кабмина, президента, бизнесменов к проблемам трудоустройства в малых угольных городах настораживает. Людей вынуждают или бежать отсюда, или искать неправедные способы прокормиться.

А изрытая земля, заваленные породой овраги, леса, подтопление из-за нарушения гидрослоёв, погибшие посёлки, порванные водоводы будут ещё долго напоминать о мародёрах, которых все «ловили», а поймать… не захотели.

копанка в поселке Первомайский

Копанка в поселке Первомайский.

Конкуренция крепчает, ставки взяток растут

Довелось поговорить с «дырочником», который считает себя едва ли не основоположником этого бизнеса в Снежном: начинал с дырок в виде колодцев. Но он не высоко поднялся, не слишком разбогател, в олигархи не выбился. Так и остался мелкотой.

Так вот, он уверял, что, все «хлебные» целики в Снежном давно поделены, просто так дырку не выроешь. За всё надо платить. В балке, дескать, и сейчас можно построить копанку, но сначала надо договориться с погрузочными (сортировочными) промплощадками. Оттуда уголь централизованно идет на… шахты (вроде бы как добытый в лавах) и другим потребителям. Сортировщики устанавливают тебе цену покупки угля, естественно, раза в два меньше реальной. Кроме того, если десять лет назад мой собеседник платил силовикам по 500 гривен в месяц, то сейчас, дескать, ставка дошла до 50 тысяч.

Это и будет твой «карт-бланш» на работу. Вот и стоит «мелкота», она не осилит такую добычу, чтобы и взятки раздать, и себя прокормить.

То есть, конкуренция оставляет на нелегальном рынке только более–менее мощные шахтёнки. И не нужна им легализация, техника безопасности, социальная защита работяг. Шахтёры, как высокооплачиваемые рабы: тут можно по нескольку тысяч чистыми получать, но… без стажа, больничных листов, пенсионных и прочих отчислений.

Многие копанки «сидят» (качают уголь) на горных отводах шахт, с которыми или договариваются, или им же сдают уголёк. Не случайно же на заседании исполкома звучали призывы к руководителям легальных шахт активнее разгонять эти «присоски».

Владимир Кучерявенко предложил также чаще рассказывать в СМИ о преступном бизнесе, а милицию просил устанавливать личности преступников, чтобы никто не ушёл от наказания. Случается, милиция так затягивает дело, что сама концов не может отыскать. Это даёт возможность «дырочникам» технику угнать, уголь отгрузить. И уйти в режим ожидания. Просил зам. мэра налоговиков чаще проверять, соответствуют ли задекларированные объемы переработки угля на отгрузочных площадках – реальным. То есть, остановить поток нелегального угля и через эту лазейку. Пристыдил он поселковые и микросоветы, которые отчитываются, мол, у них нет дырок, а комиссия находит их действующими.

Словом, путей закрытия копанок – много, только по ним не все хотят идти: можно схлопотать…

Через упомянутые Дорониным «нюансы» не перепрыгнешь, высокие крышеватели не дадут прикрыть лакомый бизнес. Но и особого желания положить себя на плаху во имя справедливости у местной власти не замечено! Жители атакуют журналистов, пишут жалобы, пикеты организуют. Вот бы дождаться пикета с голодовкой, организованного членами какого-нибудь исполкома у действующей дырки. Резонанс был бы шоковый!

Может, кто-то в верхах голову свою и почесал бы в раздумьях.

Школу принесли в жертву шахтёнке?

А напоследок – картинка с заседания исполкома. Мэр сказал, что этим сообщением и его словно «палкой по голове стукнули». Было зачитано решение облсовета, подписанное Андреем Федоруком, о выделении горного отвода некоему ООО в посёлке Северный! Зам. городского головы Елена Петрухина уточнила, что это площадка за ликвидированной школой, там уже начинали дырку строить. И вот снова на неё кто-то глаз положил?

Когда пять лет назад люди бунтовали против закрытия школы, они предполагали, что это делается в угоду неизвестному шахтостроителю. Мол, здание просто под землю уйдёт из-за выработок, вот школой и жертвуют, предусмотрительно её «убивают». Тогдашний мэр жестко опровергал «домыслы».

Оказывается, народ был прав! Прошло время, и правда, как то шило, выперлась… Нынешний мэр Александр Доронин – в шоке: он уверяет, что его просто поставили перед фактом. И исполняющая обязанности Северного поселкового головы Виктория Шутова поражена этим известием. С той площадки, где выделен отвод, много жалоб поступало. Но никто в областном совете не соизволил проинформировать местную власть о планах возродить тут добычу угля. Не говоря уже о том, что надо было бы посоветоваться, разрешение у громады спросить.

Скандальная копанка. Погоня за журналистами, приключения в милиции и "сюрприз" от прокуратуры (ФОТО)


Валентина Постнова
Читайте также: