Брошенные на трассе автомобили можно найти с помощью миноискателей

Высота перемычки в Таганрогском коридоре поражает даже видавших виды дорожников.

Без малого неделю остаются заблокированными магистраль Донецк - Мариуполь и ряд направлений второстепенного значения юга области. Из-за оплошности дорожников водители застрявших фур впустую сжигают горючее, а сельчане тоннами выливают прокисшее молоко.

А ведь синоптики предупреждали...

Никогда ещё трасса Донецк - Мариуполь не казалась такой безлюдной, как в минувшее воскресенье. За шесть часов автору этих строк удалось насчитать около сотни автомобилей, половина из которых была или припаркована к обочинам, или же безнадёжно застряла в сугробах. По словам операторов АЗС в посёлке Новотроицкое, они за последние сутки заправили полтора десятка автомобилей. Время от времени к ним наведываются с пустыми канистрами водители тяжеловесных грузовиков.

- Стою здесь с понедельника, - признался Сергей, водитель-дальнобойщик из Бердянска. - За сутки сжигаю около 50 литров солярки. Хорошо, что пурга позволила дотянуть до людного места, где есть магазины.

Кабина фуры Сергея стала своего рода клубом, благо в ней имеется газовая плитка, на которой можно сварить похлёбку и вскипятить чай. Узнав, что проезжий журналист направляется под Мариуполь, где идёт жесточайшая рубка снегоуборочной техники и стихии, водители большегрузных автомобилей попросили заехать на обратном пути.

- Ждём только с хорошими новостями, - сказал на прощание Сергей и от имени коллег передал нижайший "поклон" дорожникам, по милости которых люди "загорают" вот уже шестые сутки.

Пожелание водителей я выполнил. Однако дорожники тоже не остались в долгу. Встречная претензия работающих на передовой машинистов снегоуборочных агрегатов звучала примерно так:

- Пусть лучше "поблагодарят" своих хозяев, которые или ленятся посмотреть прогноз погоды в Интернете, или же сознательно подставляют работников под удары стихии. Знали ведь, что синоптики обещали снежный буран, но понадеялись, что Бог помилует...

Без малого неделю

Без малого неделю "загорает" на обочине Сергей из Бердянска.

Через сугробы пробивались почти сутки

В полукилометре от стационарного поста ГАИ неподвижно застыл тягач с БАТом (гибрид танка и бульдозера).

- Откуда путь держите и почему уклоняетесь от боя? - поинтересовался я у рослого парня, у которого на куртке сквозь масляное пятно едва просматривалась надпись "Рятівник".

- Из Чугуева Харьковской области. Там снега почти нет. До вашего "боя" надо ещё доползти, - ответил спасатель. - Тем более, эта дура, - мотнул щетинистым подбородком в сторону брони, - почему-то не заводится...

- А дома, на месте, перед выездом опробовать не пытались?..

Первые брошенные на трассе автомобили были обнаружены неподалёку от села Полковое. По мере приближения к южным границам Волновахского района бесхозной техники становилось всё больше. Легковушки даже не виднеются из-под снега: их ищут с помощью мино-искателей. Именно здесь пролёг так называемый Таганрогский коридор, по которому курсируют жесточайшие суховеи и не менее свирепые бураны. По самым скромным подсчётам, за последние десять зим в снежном плену коридора успело побывать полторы тысячи автомобилей и погибло несколько проезжих.

Аномальная зона и сегодня остаётся верна худшим традициям. Правда, благодаря экипажу патрульного "Фольксвагена" в составе сержанта Артёма Захарова и старшего лейтенанта Анатолия Медведева на этот раз удалось избежать человеческих жертв. Когда в районе села Привольное вьюга затёрла 30 автомобилей, сотрудники ГАИ вызвали бульдозер.

- Наш караван пробивался к Волновахе всю ночь и последующий день, - рассказывает Анатолий Медведев. -  Представляете, чтобы пройти 25 километров, понадобились сутки. Часть машин пришлось бросить, их водителей и пассажиров пересадили на другие. Застревали, на руках выносили технику из сугробов, но шли.
То, что сделали эти двое парней, без всякой натяжки можно приравнять к подвигу. Но ведь, если разобраться по существу, караван был брошен на произвол стихии по чьей-то оплошности. Если бы снегоуборочная техника вышла на магистраль с первыми штормовыми зарядами, не пришлось бы штурмовать трёхметровые сугробы и вызволять людей из беды.

Битва на подступах к морю

То, что произошло на трассе в нескольких километрах от хлебной нивы села Привольное, иными словами не назовешь. Три мощных автопогрузчика приступом брали высоченную снежную перемычку. С тыла за работой техники наблюдали водители и пассажиры, которые вот уже несколько суток не могли попасть в Мариуполь. Некоторые даже вскарабкивались на бруствер. Отсюда, с верхотуры, просматривались дымы над трубами металлургических предприятий, но, увы, не спасательная колонна.

Как объяснил попросивший не называть его имени сотрудник Волновахского райотдела МЧС, мариупольцы не располагают снегоуборочной техникой, поэтому рассчитывать приходится исключительно на "северян".

- Кстати, в Славянском, Краснолиманском и других районах осадков выпало значительно меньше, однако дорожники почему-то не смогли перебросить бульдозеры и роторные установки на юг, - добавил он. - И вообще, они в очередной раз продемонстрировали полную неподготовленность к удару стихии.

- Этого можно было избежать, - вмешался в разговор водитель из Мариуполя Иван Сырцов, - если бы дорожники заблаговременно выставили вдоль трассы щиты снегозадержания, эффективность которых доказана опытом прошлых десятилетий. Особенно они пригодились бы в Таганрогском коридоре, где почти каждую зиму возникают труднопроходимые заторы.

Словом, проблем достаточно как у транспортников, так и у жителей прилегающих к магистрали населённых пунктов. Как рассказал корреспонденту председатель Волновахского района Иван Овчинников, только в одной агрофирме "Октябрь" прокисло пять тонн молока, а двоих землепашцев из Привольного, которые сломали конечности, до сих пор не удаётся доставить в больницу. И всё же волновахцы, не надеясь на работников "Автодора", практически восстановили сообщение между сёлами и теперь помогают соседям. Однако глава депутатского корпуса района не гарантирует, что в обозримом будущем его земляки смогут принимать участие в битвах со стихией. Бульдозеров на всю округу осталось не более двух десятков, да и те изношены до крайности.

А пока сражение на подступах к Мариуполю продолжается. Погрузчики метр за метром отвоёвывают пространство у снежной перемычки, а впереди них идут спасатели, которые при помощи миноискателей устанавливают координаты прикрытых сугробами автомобилей.

Водителя-дальнобойщика и его коллег я на обратном пути всё-таки навестил. Правда, утешить отчаявшихся людей было нечем.

P.S. Утром 3 февраля, когда материал был готов к печати, начальник Волновахского ДЭУ Иван Анохин по телефону сообщил о том, что снегоочистительная техника наконец-то пробилась через перемычку у волновахского села Привольное. В результате автомобильное сообщение Донецк - Мариуполь возобновлено. Правда, левая полоса трассы всё ещё продолжает оставаться под гнётом тяжелейших сугробов.

Комментарий "Донбассу"

Дороги чистят 140 человек и 106 машин

Первый заместитель начальникаГосударственной службы автодорог Донецкой области Виктор Чучко:

- Ситуация кардинально изменилась в лучшую сторону. Уже открыто движение по одной полосе мариупольской трассы. Понятно, водители привыкли ездить по этой трассе без препятствий, но пока будут продвигаться по одной полосе. За регулированием движения будут следить сотрудники ГАИ. Также открыто движение от посёлка Кутейниково до границы с Ростовской областью (через Амвросиевку). Расчищена до Старобешева трасса Донецк-Новоазовск-Седово, и со стороны Ново-азовска - до Мичурино. Беспрепятственно автомобили могут двигаться от Володарского до Мариуполя.

На работах, которые ведутся круглосуточно, трудятся 140 человек и задействовано 106 единиц техники: комбинированные дорожные машины с плужными снегоочистителями, погрузчики, автогрейдеры, тракторы Т-160, роторные снегоочистительные машины.

Остаются пока закрытыми следующие трассы: Кременёвка-Ялта, от границы Запорожской области до Володарского (трасса Запорожье-Мариуполь), Шахтёрск-Амвросиевка (трасса Енакиево-Шахтёрск-Амвросиевка).


Юрий Хоба. Ирина Розанова.
Читайте также: