Угольное машиностроение перешло с производства на ремонты

Бригада Эдуарда Шабанова ведёт сборку капитально отремонтированной секции механизированной крепи для одной из угольных шахт региона.

Крупнейший в Украине производитель горно-шахтного оборудования компания "Корум" (бывшая НПК "Горные машины") недавно открыла ремонтное производство очистной и проходческой техники на базе завода "Горловский машиностроитель". Аналогичное - специализирующееся на капремонтах механизированной крепи - создано и на Дружковском машзаводе.

Вместо 1,5 миллиарда - 700 миллионов

- Наряду с выпуском и продажей новой техники мы осваиваем и ремонты, - заявил гендиректор "Корума" Евгений Ромащин. - Сегодня это - важный сегмент рынка, неотъемлемая часть сервиса. Открытие узкоспециализированных производств означает, что ремонты будут вестись быстро и качественно. И мы разгрузим горняков от непрофильных ремонтных работ. Мы одновременно наращиваем поставки оригинальных запчастей и предлагаем горнякам внегарантийный сервис. Это заметно повысит срок службы работающей в шахтах техники.

По словам зам.мэра Дружковки, куратора экономики Натальи Слесаренко, машзавод в 2013-м выпустил всего пять новых механизированных крепей (почти вполовину меньше, чем годом ранее) и шесть рудничных электровозов (33% к 2012-му). Завод, по сути, втягивается в режим ремонтного производства для горняков, сократив выпуск новой техники.

- Годовой объём промышленного производства сократился до 700 миллионов гривен, - сообщил "Донбассу" директор предприятия Владимир Дахов. - А ведь три года назад он достигал полутора миллиардов. Таковы последствия политического и экономического хаоса в стране. Угольщики стали считать каждую копейку. Горнякам многих шахт, особенно в госсекторе, новая техника только снится. Но работать на чём-то надо, поэтому заговорили о ремонтах донельзя изношенной в лавах техники.

На базе высвободившихся площадей бывшего 8-го цеха машиностроители возвели ремонтное производство шахтных крепей, выделив его в отдельное юридическое лицо - "Ремонтный завод". Здесь же создано ремонтное производство проходческой техники. Оно специализируется на восстановлении сварных конструкций комбайнов и в этом году должно выйти на проектную мощность.

- Компания инвестировала в создание завода в заводе более 25 миллионов гривен, - уточнил Дахов. - Это третий проект организации ремонтного производства: чуть раньше открыли ремонтную базу в России и создали в Горловке площадку для ремонта комбайнов. Мы на своём ремзаводе не только восстанавливаем мехкрепи, но и освоили ремонт корпусов комбайнов.

Крепкий проект по крепи

По словам директора департамента управления производством Александра Никулина, на ремзаводе в месяц восстанавливают не менее 150 серьёзно изношенных в лавах мехкрепей.

- Нам проще сделать новый агрегат, чем отремонтировать старый, - признаётся Александр Афанасьевич. - Надо разобрать поднятую из лавы крепь, убрать изношенные части, изготовить и установить на их место новые...

Впрочем, имеется интересный проект, который должен окончательно завершиться в 2015-м, - резкое повышение качества силовой гидравлики механической крепи.

- Это наше ноу-хау, - уверяет Владимир Дахов. - Будем делать высококачественные стойки на мехкрепи, которые прослужат в два раза дольше ныне действующих в шахтах.

Дружковцы, у которых работает ряд уникальных станков (например, австрийские наплавочные системы "Fronius", дробемётная испанская машина "Duplex", итальянская покрасочная камера "Varco"), сосредотачивают у себя всё кузнечное производство. В мае планируют остановку прессов в Горловке, в июне заберут этот профиль с харьковского завода "Свет шахтёра" и с "Донгормаша".

В 1-м механосборочном цехе Дружковского машзавода установлены новейшие импортные обрабатывающие центры. Оператор Сергей Скляров на своём станке, заменяющем токарные и шлифовальные работы, с высокой точностью чистоты обрабатывает ось шкива весом в 417 кг.

В 1-м механосборочном цехе Дружковского машзавода установлены новейшие импортные обрабатывающие центры. Оператор Сергей Скляров на своём станке, заменяющем токарные и шлифовальные работы, с высокой точностью чистоты обрабатывает ось шкива весом в 417 кг.

Наш ответ Китаю

- Мы с коллегами пришли к неутешительному выводу, что угольщики за последние годы всё меньше тратят денег на обновление парка проходческой техники и модернизацию транспортной цепочки, - сообщил "Донбассу" глава совета директоров предприятий Дружковки - гендиректор завода газовой аппаратуры "Грета" Виктор Анненков. - А на ремонтах долго не протянешь... Если в ближайшие годы держава не улучшит финансовое состояние горнодобывающих структур, отрасль рухнет. Потянув за собой и профильное машиностроение.

Сославшись на данные Минпромполитики, Анненков дополнил, что за последние годы Китай в десятки раз увеличил экспорт угольного машиностроения в Украину. И, умело демпингуя, может наращивать своё присутствие.

- А ведь массовое появление на шахтах сомнительного по качеству азиатского оборудования угрожает не только национальным интересам Украины, но и безопасности горных работ, - подчеркнул эксперт.

Отечественное угольное машиностроение имеет все шансы подняться на европейский уровень. Но при условии, что ему создадут для этого благоприятные условия.

Убедили шахтёров в своём мастерстве

На Дружковском заводе трудятся полторы тысячи работников, нацеленных на выпуск и сервис механизированных крепей для угледобывающих комплексов, толкателей, рудничных электровозов и вагонеток. В составе компании "Корум" (состоящей из шести заводов, ремонтных площадок и торговых фирм в Украине, Казахстане, Вьетнаме, Польше и России) завод входит в дивизион подземной разработки. Развито кузнечно-прессовое, сварочно-сборочное, механосборочное, литейное и гальваническое производства. "Шахтёры посмеивались, что Дружковка и угольные комбайны - вещи несовместимые, - заявил "Донбассу" директор машзавода Владимир Дахов. - А мы взялись изготавливать металлоконструкции с точной механообработкой для комбайна КПД и восстанавливать корпуса проходческой техники, оборудовав у себя технологические мощности. И конструкции сразу же уходят на сборку в Горловку".


Сергей Маринцев.
Читайте также: