Заметки из прифронтового Мариуполя

Заметки из прифронтового Мариуполя

Если бы потребовалось охарактеризовать сегодняшнее настроение города, то это было бы - ОЖИДАНИЕ. Ожидание завтрашнего дня. Событий, которые он принесёт. В тревожном ожидании, кажется, застыли не только лица горожан, но дома и улицы города у моря.

 

Дороги опустели

 

Опустевшие дороги бросаются в глаза. Количество машин заметно уменьшилось. На городских улицах лишь изредка можно увидеть автомобиль дорогой марки, по проезжей части снуют в основном «Ланосы» и «Жигули».

Кроме того, почти пропали с дорог тяжеловозы, перевозящие металлические слябы из ММК им. Ильича в порт.

 

 

Даже оживлённые городские перекрёстки выглядят спокойными. Светофоры старательно «отмигивают» зелёный свет для машин, которых практически нет. Осторожные автовладельцы сочли за лучшее до поры до времени поставить своих «железных коней» в гаражи - резко подорожал бензин.Возможно, многие собственники дорогих авто просто уехали из прифронтового города, не желая испытывать судьбу.

 

Там - «Аренда», здесь - «Продаётся»

 

Окна и двери едва ли не половины помещений, которые ещё недавно были офисами, магазинами, кафе, аптеками, парикмахерскими, сегодня плотно завешаны защитными ролетами и украшены объявлениями «Аренда» или «Продаётся». Одно за другим пустеют не только отдельно стоящие здания, но и пристройки к фасадам жилых домов.

«А что делать? Сотрудники почти все уволились и уехали, да и клиентов сейчас нет, - объяснила корреспонденту «Донбасса» Лидия, хозяйка парикмахерской, расположенной на проспекте Строителей, которая до недавних пор радушно принимала клиентов. - Мы с мужем тоже собираемся на время уезжать из города, а сейчас пытаемся сдать помещение в аренду».

«Стало очень трудно работать, - рассказал Андрей, хозяин находящегося на улице Урицкого небольшого продуктового магазинчика, который теперь закрылся. - Поставщики товара требуют сейчас оплаты по факту. Ни под реализацию, ни в долг товар не дают. А чем расплачиваться? Выручка торговых точек зависит от покупателя, а сегодня покупательский спрос на товар очень скромный. У людей просто нет денег».

 

«Запас карман не тянет»

 

Полки в крупных супермаркетах опустошаются с чудовищной быстротой. Люди раскупают сахар, муку, крупы, консервы, соль, спички. «Конечно, на всю жизнь не запасёшься. Но хотя бы на первое время будут продукты, объясняет Татьяна, сгружающая в АТБ покупки из тележки в пакет.

 

 

- Вот получила зарплату и почти всю потратила на продукты длительного хранения. Неизвестно что завтра будет, - цены взлетят или обстрелы начнутся. А если ничего плохого не случится, то запас карман не тянет. Продукты не пропадут. Кушать-то во все времена хочется».

 

Лекарственный бум

 

Стремительно пустеют и аптечные полки. Подчас превращается в проблему приобретение какого-нибудь пустякового препарата - зелёнки, аспирина, камфорного спирта. «Как перед концом света! - отмечает Светлана Ивановна, фармацевт одной из аптек на проспекте Ленина. - Покупают всё, начиная от цитрамона, - таблетки, мази, ингаляторы, бинты».

 

Перекличка

 

У мариупольцев появилась привычка - делать своеобразную перекличку в одной из групп «Вконтакте». Жители разных районов кратко отписываются: «В Приморском тихо…», «На Пентагоне слышны взрывы со стороны Восточного…», «На Черемушках - автоматные очереди…», «На 23-м тихо, со стороны Володарска было два взрыва…».

 

Убежища

 

На подъездах многоэтажек размещены объявления, сообщающие, где находится ближайшее убежище, и у кого из жильцов от него ключ. «Убежищем» называется обычный подвал, а потому горожане скептически относятся к подобным объявлениям. «Если будет попадание в дом, то он просто сложится, и это убежище превратится в братскую могилу, - сказал Фёдор, житель одной из пятиэтажек по бульвару Хмельницкого. - Самые безопасные места в многоквартирных домах - дверные проёмы в несущих стенах. Если что - надо садиться в дверной проём и укрываться одеялом».

 

***

 

С каждым днём в домах Мариуполя появляется всё больше окон, крест-накрест заклеенных лейкопластырем или скотчем. Таким способом люди надеются уберечься от осколков в случае обстрелов.

Вот это, наверное, сегодня - самое страшное. Зловещие кресты, перечеркивающие окна, неумолимо напоминающие о том, что к городу приближается война.

 

 


Марина ЛИТВИНОВА
Читайте также: