Ощетинилась пушками хлебная нива

Ощетинилась пушками хлебная нива

Поле - не место для сражений

 

«...  В своё время я расторг договор на аренду трёх земельных наделов, принадлежащих матери, жене и мой собственный, и решил хозяйствовать самостоятельно, благо, кое-какая техника досталась при разделе бывшего колхозного имущества.

В начале сентября прошлого года на площади 10,5 га посеял озимую пшеницу, остальное планировал занять под ячмень и суданку, чтобы запасти корма для подсобного хозяйства. К сожалению, планам не суждено сбыться: той же осенью через наши земли пролегла линия фронта.

В каком состоянии сейчас находятся посевы, не имею ни малейшего представления. Дважды пытался выехать в поле и дважды меня поворачивали обратно на блокпосту. Теперь на моей озимке окопалась артиллерийская батарея.

 

Даже по самым скромным подсчётам, потери урожая в прошлом году составили порядка десяти-пятнадцати тысяч тонн.

 

Просто ума теперь не приложу, как выжить семье из шести ртов? Кроме матери и жены имею на иждивении трёх малолетних детей. Была какая то надежда на коров, бычков, свиней и домашнюю птицу. Но так, как земельные наделы заняли окопы и огневые точки, живность без кормов передохнет.

И это не только моя персональная болячка. Пострадают те, кто покупал у

меня молоко, творог, мясо, яйца. Поэтому хочу через средства массовой информации обратиться к власть имущим по обе стороны баррикад: сходите, пожалуйста, на любой рынок в прифронтовой зоне, окиньте прилавки, где прежде люди продавали излишки сельскохозяйственной продукции и тогда, может быть, согласитесь со мной, что хлебная нива не то место, которое следует использовать для обустройства огневых позиций.

С уважением - Сергей Л. Село наше прошу не называть».

 

Дорогу тракторам проложат пиротехники

 

Аналогичную просьбу во время телефонного разговора выразил и сельский голова: « Если хотите знать, точно в таком положении находятся десятки и сотни моих земляков. А хуже всего придётся руководителям фермерских хозяйств. Ведь им по закону надо выплачивать ренту, а земельные наделы в силу ведения боевых действий, не могут быть использованы по прямому назначению».

Не позавидуешь и оратаям села Стыла Старобешевского района. Двухмесячное пребывание под бомбардировками дорого обошлось его жителям. Повреждены десятки домов, линии энергоснабжения, водопровод, погибли люди и домашние животные. Что же касается тех, кто возвращается из эвакуации после объявления перемирия, то их ждёт серьёзное разочарование.

Как рассказал сельский голова Николай Чирах, из девяти тысяч гектаров пашни весенне-полевые работы, в лучшем случае, развернутся на полутора тысячах. Остальные земли находятся непосредственно в зоне боевого соприкосновения или же нуждаются в разминировании.

- Метеорологи, - говорит Николай Ставриевич, - обещают раннюю весну. Однако, боюсь, простейшая операция по закрытию влаги в почве останется невыполненной. Уже сегодня механизаторы предупреждают, что согласны выехать в поле лишь после того, как его обследуют пиротехники.

 

Сотни километров полевых дорог из-за осколков стали непроезжими для комбайнов и рабочих автомобилей фермеров.

 

Кстати, именно минёры предварили осеннюю пахоту после освобождения Стылы от гитлеровских захватчиков в сентябре 1943 года. В итоге обошлось без человеческих жертв и потерь представленной тракторами и лошадьми тягловой силы. Но тогда проходившая по Кальмиусу и приречным холмам оборонительная линия «Черепаха» была прорвана и смотана за неделю, а начавшееся здесь прошлой осенью противостояние продолжается и по сей день. Да и размах боевых действий не идёт ни в какое сравнение.

В самом настоящем шоке пребывают земледельцы Докучаевского пригородного сельхозпредприятия «Таировское». Им так и не удалось убрать подсолнечник и кукурузу на площади в 354 гектара. Останутся невозделанными упомянутые поля, похоже, и этой весной: как утверждают местные острословы, на десяток кукурузных початков выпало по снаряду. Что же касается мин-растяжек, то после подрыва в сентябре зерноуборочного комбайна их количество уменьшилось всего на одну штуку.

 

Ищите ценники в заоблачных высотах

 

Ещё один зерноуборочный агрегат провёл зиму в полутора километрах от волновахского поселка Новотроицкое. Все попытки аграриев забрать подбитый комбайн в корне пресекались снайперами.И теперь по оснащённости посевной, уборочной и другой техникой отечественное село скатилось до уровня середины прошлого века.

А старейшину волновахских земледельцев, председателя коллективного фермерского хозяйства «Береговое» Николая Еременко, его земляков в равной мере тревожит отсутствие горюче-смазочных материалов:

- Бороны, плуги, сеялки и прочий инвентарь, - рассказывает известный агроном, - наши умельцы подготовят даже при наихудшем раскладе. А вот заправить баки тракторов, по сути ,нечем. Сорвавшаяся с цепи гривна потащила за собой цены на солярку, бензин, удобрения...

Теперь о состоянии посевов озимой. Растения благополучно перезимовали, синоптики на ближайшее время не предрекают погодных катаклизмов. То есть имеются веские основания ожидать не худший, чем в прошлом сезоне, урожай ранних зерновых.

- Но это, - продолжает Николай Павлович, - возможно лишь при условии полного прекращения боевых действий, очистке сельхозугодий от взрывоопасных предметов и приемлемых ценах на горючее. В противном случае из севооборота, как минимум, на сезон будут выведены десятки тысяч гектаров плодороднейших чернозёмов. Да и цена на хлеб взлетит до таких заоблачных высот, что я не берусь их озвучить.

Коллеги Николая Еременко настроены ещё менее оптимистично. Каждый второй из опрошенных фермеров Шахтёрского, Амвросиевского, Новоазовского и других районов считает, что весенне-полевые работы в ряде хозяйств так и не начнутся, а итоги жатвы-2015, если таковая, конечно, состоится, будут самыми печальными за последние семьдесят лет.

 


Юрий ХОБА
Читайте также: