Школьники Донетчины взрослеют под обстрелами

Школьники Донетчины взрослеют под обстрелами

Директор  - домашний клептоман

Будь моя воля, учредил бы для директоров общеобразовательных школ специальный орден. Причём, личные заслуги каждого руководителя вполне укладываются в общие положения реляции, черновой вариант которой  выношу на суд читателей.

Итак: «Представлен (представлена) за умение производить ремонт вверенного учреждения на суммы, которых хватит разве что на обновление фасадов пары трамвайных остановок или сельповского магазина».

Особым пунктом наградной реляции следует отметить постоянно совершенствующееся искусство проникать в кабинеты руководителей предприятий, распоряжающихся гвоздями,  цементом, шифером и прочими строительными материалами. Попутно не могу не восхититься мастерством сподвижников отечественного образования добывать упомянутое даже там,  где оно, по логике вещей, быть не должно.

 

А раньше строили на века

Обзвонив десять школ Шахтёрского, Амвросиевского, Старобешевского и Тельмановского районов, а так же горняцкого города Докучаевска, после несложных арифметических подсчётов установил, что их средний «возраст» близок к пенсионному. Причём, состояние возведённых в середине прошлого века учебных заведений значительно хуже тех, чьи фундаменты были залиты сто и более лет назад, что свидетельствует о более добросовестном отношении к своим обязанностям каменщиков эпохи правления династии Романовых.

Ненадёжность зданий с маркой «Сделано в СССР» проявилась с началом бомбардировок Донбасса. Чуть более года назад я по звонку ездил в Еленовку Волновахского района. Пристанционный посёлок только начал оправляться после жесточайшего артобстрела. Ещё дымились свежезалитые водой головешки, и тлела трава, в которую свалился  питавший школу электропровод.

Учебное учреждение и вовсе производило удручающее впечатление. Один из снарядов разорвался в кроне старой ивы у вратарских ворот спортплощадки. Неведомо каким образом уцелевшие птенцы скворца тщетно взывали к совести запропастившихся родителей из чёрного зева дупла.

Второй снаряд снёс одну половину кровли и превратил в решето другую, относительно уцелевшую. Третий - разорвался рядом с крыльцом. Вылетели стёкла в сотне больших и малых окон, кое-где рассыпались в прах перестенки, измочалена мебель, учебные принадлежности, географические карты.

Проходивший мимо старик почтенных лет поглядел на всё это безобразие и сплюнул в обгоревшую траву:

- Одним словом - красномольцы строили. А вот в Шахтёрском районе из танка пытались разбить церковно-приходскую школу времён царя Николашки, так ни хрена у них не получилось.

 

Израненную стену оставят потомкам

То есть, если разобраться, по большому счёту война для отечественных объектов народного образования - сплошной перебор. Они вполне успешно могут разрушаться и без активного вмешательства извне, как это, скажем, произошло со школой № 5 города Докучаевска.

За несколько лет до начала боевых действий строители решили укрепить основание тыльной стены учебного корпуса, однако не успели прокопать траншею для заливки дополнительного фундамента, как угол обвалился, похоронив под многотонным курганом рабочего.

Местные власти попытались списать случившееся на карстовые пустоты под городом и взрывы, которые чуть ли на каждый день доносились из близлежащих карьеров. Однако, будучи уличёнными во лжи, согласились, что строители просто «экономили» цемент. По крайней мере, при разборе завала придирчивым инспекторам не удалось обнаружить следы раствора на кирпичах-шлакоблоках.

Помня горький урок, строители при восстановлении стены цемент уже использовали по прямому назначению. И результат добросовестного труда не замедлил сказаться.

При очередном артобстреле Докучаевска снаряд угодил в четырёхэтажный дом за школьной оградой. Он практически целиком снёс угловую квартиру вместе с хозяйкой, а обломки кирпичей шрапнелью обрушились на кровлю спортзала. Следующий фугас лёг непосредственно в школьном дворе. Однако восстановленная стена выдержала ударную волну и крупнокалиберные осколки. Осматривали мы её в представительной компании: директор СШ № 5 Валентин Тимченко,  бывшая ученица Светлана Власенко с пятилетним сыном Кириллом и автор этих строк.

- Надеюсь, - робко поинтересовалась Светлана, - к тому времени, когда Кирилл пойдёт на первый свой урок, вы закончите ремонт кровли спортзала и злополучной стены?

- С восстановлением кровли до следующего года, разумеется, тянуть не станем, - ответил Валентин Лукич. - А вот со стеной вопрос особый. Имеется одна задумка. И мне бы хотелось узнать мнение нашей выпускницы. Как вы смотрите на то, чтобы наиболее поражённый участок стены взять под стекло и рядом установить памятную доску: «Такого-то числа, такого-то месяца, в таком-то году наша школа подверглась артиллерийскому обстрелу»?

Идею директора бывшая ученица поддержала и даже посоветовала Первый и Последний звонки проводить не у парадного входа, а здесь, на фоне изуродованной стены:

- Пусть те, кто придёт сюда спустя десять и двадцать лет знают, каково приходилось сегодняшним ученикам, которые совмещали учёбу с отсидкой в подвале.

 

Синдром упавшего корыта

Нетрудно предположить, что напишут в сочинении на тему: «Как я провёл лето» ученики СШ № 3 того же Докучаевска. Думаю, они обязательно упомянут бомбардировки, выбитые взрывной волной стёкла, бомбоубежища, раненую одноклассницу и также об одном забавном, на первый взгляд, эпизоде.

Произошёл он в детском оздоровительном центре под Новороссийском, где  отдыхала группа школьников горняцкого города. Итак, тихий вечер, беседка, негромкие песни под гитару. И вдруг из пищеблока доносится грохот обрушившегося стеллажа с ложками-поварёшками.

Отреагировали на него, к немалому изумлению остальных, лишь докучаевцы. Кто бросился в кусты, кто нырнул под скамью, а менее расторопные, прикрыв головы руками, просто упали на пол беседки. Сказался так называемый синдром упавшего корыта, который мёртвой хваткой вцепился в психику переживающего войну поколения.

И вообще, как считает директор СШ № 3 Яна Хоменко, за год с небольшим ребята сильно изменились:

- Даже первоклассники, - говорит она, - как-то разом повзрослели. Нет, они не выглядят старичками. Резвятся, шалят, как и прежде. Но это до первой «прилётки». Спускаются в бомбоубежище молча, не толкают друг дружку забавы ради.

Подопечным Яны Владимировны повезло больше, чем их сверстникам из СШ № 5, которых при объявлении тревоги просто собирают во внутренних помещениях. Валентин Тимченко попытался было уговорить жильцов соседнего дома, чтобы разрешили детям при артобстрелах укрываться в подвале, но те воспротивились. Да и укрытие не из надёжных. По выражению директора, самому чёрту трудно уберечься от травм в поделенном на кладовки тёмном лабиринте.

Обстрелы, как и следовало ожидать, сказались на общих показателях. Например, впервые за последнее время ни один из выпускников СШ № 3 не получил золотую медаль. Похоже, свою роль всё-таки сыграла война, которая прежде срока сделала докучаевскую детвору взрослой.

Впрочем, в этом не повинны ни Валентин Тимченко, ни Яна Хоменко, ни остальные представители директорского корпуса, которые, на мой взгляд, действительно достойны высшей награды за заслуги перед детьми.

 

Статистика

Всего на Донбассе артобстрелами повреждено 176 школ, 86 детсадов, 28 профтехучилищ, 19 высших учебных заведений, 80 объектов спорта и культуры. Объём ущерба (включая жилые строения и промышленные предприятия) превысил три миллиарда гривен.

 


Сергей ВАСИЛЬЕВ