Как ДНР попала в топливную ловушку

Как ДНР попала в топливную ловушку

О том, как ДНР докатился до топливного кризиса, размышляет Никита Синицын (родился в Горловке, закончил Донецкий национальный университет, исторический факультет, специальность "Политология", в журналистике с 2007 года).

Приводим материал Никиты "Бензиновый кризис в "ДНР": Начало есть - конца не видно", опубликованный на сайте 112.ua, полностью:


"Если кто-то захочет охарактеризовать жизнь в самопровозглашенной "ДНР" одним словом, то первым кандидатом на эту роль, без сомнения, станет "кризис". В конце первой декады ноября на всей территории "государственного" новообразования к этому слову можно было добавить "топливный"
ревожным звонком стал первый топливный кризис, разразившийся в июне 2015 года, когда на АЗС пропал бензин, а его редкое появление сопровождалось повышенной ценой на уровне 25-27 гривен, или 52-55 российских рублей, за литр, при том, что еще весной звучали обещания сделать его дешевле, чем в Украине. Но интенсивные военные действия летнего периода отодвинули проблему нехватки топлива на второй план.

С перемирием на фронте встал вопрос ответственности за летний кризис, и виновным за него "руководством ДНР" официально был объявлен беглый "младоолигарх" Сергей Курченко, чьи фирмы, как гласят материалы уголовного дела, возбужденного прокуратурой непризнанной "республики", собрав предоплату, так и не осуществили поставки топлива. В Донецке даже прошел митинг против олигарха, но в принципе особых последствий ни для кого это не имело.

На официальном сайте "ДНР" стали появляться результаты мониторинга цен на топливо: например, за 6 дней до начала кризиса, 2 ноября, средняя цена бензина марки А-95 составляла порядка 56 рублей (28 гривен), марки А-92 - в пределах 53-55 рублей (26,50-27,50 грн), дизельного топлива - 48 рублей (24 гривны) за литр. Пропан и метан шли по 24 (12 гривен) и 22 рубля (11 гривен) соответственно.

Он просто пропал

Как часто бывает в "ДНР", поменялось все и сразу - утром 8 ноября практически во всех городах непризнанной "республики" пропали бензин, дизельное топливо и большая часть пропана. У немногих заправок, на которых еще можно было приобрести пропан-бутан, стали выстраиваться очереди из десятков авто, растягивавшихся на километры
В считанные часы цена на газ пропан, который еще можно было найти на заправках, выросла с прежних 21-24 до 32-35 российских рублей, или 16-17,50 грн, за литр. Купить же бензин и дизельное топливо на заправках было и вовсе невозможно из-за их полного отсутствия. Впрочем, иногда их все-таки заливали в баки, но лишь в авто представителей "силовых структур ДНР".

Никаких официальных комментариев от представителей "власти ДНР" не последовало, все республиканские "СМИ" хранили дружное молчание о происходящем, лишь 11 ноября появилось сообщение "администрации главы ДНР" с призывом "не поддаваться провокациям и не создавать ажиотаж на топливном рынке республики".

И это на фоне полного отсутствия на АЗС бензина и дизельного топлива и каждодневных поисков хоть какого-то топлива, что иногда удавалось, все же пропан на некоторые АЗС периодически завозили.

Еще через два дня, 13 ноября, появилось новое сообщение от "администрации главы ДНР", в котором разъяснялись причины дефицита топлива и заявлялось о решении этих проблем в течение нескольких дней. Правда, при этом в сообщении почему-то заявлялось о дефиците сжиженного газа из-за остановки одного из перерабатывающих предприятий, но при этом ни слова не говорилось о полном отсутствии на АЗС бензина и дизельного топлива.

Поскольку помощи от властей "ДНР" жители не дождались, активная деятельность была развернута в социальных сетях - в пабликах Донецка, Макеевки, Енакиево, Горловки и прочих городов наиболее популярными и комментируемыми стали темы а-ля "Где есть бензин?". Здесь счастливчики делились информацией, где можно добыть топливо - практически в 100% случаев это был пропан, а также рекламные объявления с телефонами бизнесменов, готовых этот самый бензин продать.

Параллельно все чаще циркулировали слухи об отказе завозить на территорию "ДНР" бензин из-за того, что глава "республики" Александр Захарченко захотел слишком многого от завоза топлива - не то в бюджет, не то себе лично.

Уметь довольствоваться малым

На удивление, дефицит топлива не слишком отразился на работе основных сфер инфраструктуры городов "ДНР". Хотя жители городов и отмечали снижение движения на улицах, но критичным оно не представлялось.

Еще в мирное время немалая доля рейсовых автобусов, скорого медицинского и спасательного транспорта была переведена на газ, дефицит которого все же ощущался меньше, чем бензина. Для автотранспорта же, работавшего на бензине и дизельном топливе, выделялись лимиты за счет запаса, создаваемого в городах при помощи топлива, полученного в том числе в виде гуманитарной помощи. Впрочем, в Макеевке из-за дефицита бензина работа скорой помощи была на какое-то время парализована.

Но в целом коллапса в работе городских служб не наступило, также не прекратили свою работу автоперевозчики и таксисты, естественно, те из них, кто в свое время оборудовал автобус или авто под газ.

Больнее всего дефицит топлива ударил по населению и частным предприятиям, являющимися основными потребителями бензина, которого не было, и лишенным даже какой-то видимости помощи со стороны "государственных" органов.

За год войны жители неподконтрольной территории усвоили два правила жизни, которые помогают выживать в сегодняшнем Донбассе: иметь запас всего необходимого и уметь довольствоваться малым.

Запасливые постарались сделать персональный запас топлива еще раньше, пока проблем с топливом не было, кто-то же, залив полный бак и прикупив про запас канистру топлива, поставил железного коня на прикол и почти не пользуется им, экономя то, что есть сейчас, чтобы не стоять в очередях.

"Когда ездил за женой в Ростов, залил там полный бак по 33 рубля (16,50 грн) и прикупил канистру на 20 литров. Лично мне хватит, до работы могу добраться и на автобусе", - признался знакомый, в начале ноября ездивший забирать у родственников семью.

"У нас на предприятии уже давно есть стратегический запас бензина, которым пользуются служебные авто, пару раз сотрудникам удавалось заправиться, выстояв очереди. Я же сразу поставил свою автомашину в гараж и хожу пока пешком", - признался знакомый предприниматель из Горловки, чей бизнес требует от сотрудников частых поездок.

Некоторые ездят заправляться на подконтрольную Украине территорию, но все же не все готовы на те испытания, которыми сегодня чревата поездка через любой КПВВ в зоне АТО ради бака или канистры бензина.

Тем же, кто не оказался таким запасливым или хочет получить бензин, сейчас остается одно - обращаться к спекулянтам.

Время спекулянтов

Любой дефицит порождает "черный" рынок - вслед за дефицитом банковских услуг в "ДНР" расцвел рынок подпольного обмена валют и денежных переводов, а вслед за дефицитом топлива активизировались бензиновые спекулянты.

Схема доставки бензина не отличается особой оригинальностью или размахом и основывается на разнице цен на бензин в России и "ДНР". Жители приграничных сел и городов, прежде всего Амвросиевки, уже давно освоили нехитрый способ заработка - поездка через границу с Россией в ближайший супермаркет и покупка там недорогих, желательно "акционных" товаров. По возвращении на территорию республики эти товары продаются в 1,5-2 раза дороже.

С началом топливного кризиса в "ДНР" контрабандисты мигом переориентировались на бензин и поездки к ближайшей российской заправке. Арифметика проста: средний бак легкового авто вмещает 40-45 литров бензина, расстояние до заправки обычно 30-35 км, цена литра бензина в России в среднем 32 рубля. То, что остается в баке после поездки в Россию и обратно, сливается и реализовывается.

В Амвросиевке, Харцызске и прочих приграничных с Россией городах такой контрабандный бензин можно купить по 60-65 рублей (30-32,5 грн) за литр, в прифронтовых Донецке, Горловке цена стартует с 90 рублей (45 гривен) за литр.

Само собой, у этого бизнеса есть "крыша", но кто они - непосвященным знать не дано.

Глоток бензинового воздуха

18 ноября во всех городах "ДНР" наступил праздник - появился долгожданный бензин, синхронно минимум на 1 заправке сети "Параллель" появилось топливо, и возле них немедленно стали выстраиваться очереди из желающих запастись бензином.

Но повсюду это оказалось лишь глотком, который не может утолить жаждущего. К примеру, на почти 300-тысячную Горловку была завезена всего 1 цистерна с 8 тоннами бензина, чего, учитывая лимит на 20 литров в один бак, хватало на 400 авто. Тех же, кому бензин не достался, успокаивала информация, прозвучавшая на заправках, мол, скоро подвезут еще.

Действительно, 20 и 22 ноября в города "ДНР" снова завезли бензин, причем часто не только на АЗС "Параллель", и ажиотаж немного спал, тем более, что и продавали бензин почти что по "докризисным" ценам. К примеру, в Горловке цена на бензин марки АИ-92 поднялась с 52 (26 гривен) до 55 рублей (27,50 грн), а АИ-95 - с 54 (27 гривен) до 58 рублей (29 гривен).

Но уже с понедельника, 23 ноября, кризисная картина повторилась - заправки снова пустуют, нет бензина, и кое-где можно найти газ.

Судя по продолжающемуся заговору молчания вокруг бензина в "ДНР", когда ждать окончания кризиса, не знают даже власти "республики", а усилия по решению проблемы отсутствия газа пока привели к его подорожанию на 30-50%, но так и не насытили рынок.

Как результат, жители по-прежнему должны полагаться на запасы и уметь довольствоваться малым.

Для сравнения

Стоимость бензина в прифронтовых городах, подконтрольных Украине - Артемовск, Мариуполь, Константиновка на АЗС сети "Параллель":

бензин марки АИ-92 - 21 грн (ДНР - около 28 грн);

бензин марки АИ-95 - 21,80 грн (ДНР - 29 грн);

газ пропан-бутан - 10,80 грн (ДНР - от 15 до 17 гривен).


Читайте также: