Битва за Донбасс: чего ждать от встречи глав МИД "нормандской четверки"

Битва за Донбасс: чего ждать от встречи глав МИД "нормандской четверки"

Сегодня, 11 мая, в Берлине пройдет встреча глав Министерств иностранных дел стран "нормандской четверки" (Украины, Германии, Франции и России), пытающихся урегулировать конфликт на Донбассе. Точнее - пытаются это сделать лишь трое участников переговоров. РФ, с подачи которой на Донбассе третий год творится ад, не особо рвётся выполнить заключенные ранее в Минске соглашения. Впрочем, Киев порой тоже "петляет", т.к. далеко не всё из тех договоренностей устраивает Украину. Нынешняя встреча будет 12-й по счету. Станет ли дюжина счастливым числом?

Как сообщил официальный представитель внешнеполитического ведомства Франции Ромен Надаль, в соответствии с приоритетами, установленными на последней встрече министров в этом формате, 3 марта 2016 года в Париже, участники будут обсуждать "введенные меры по укреплению режима прекращения огня после введенного на Пасху перемирия, вступившего в силу с 1-го мая", а также "обсудят условия и обеспечения местных выборов на востоке Украины" ("ДНР" и "ЛНР" перенесли их в очередной раз - теперь на июль)..

Переговоры также будут касаться вопросов улучшения гуманитарной и экономической ситуации на Донбассе.

На мартовской встрече глав МИД министры ФРГ, Франции и РФ поддержали проведение выборов на Донбассе в первой половине текущего года, запрет учений со стрельбой на линии разграничения, вопрос разминирования. В свою очередь министр иностранных дел Павел Климкин по итогам переговоров "нормандской четверки" заявил, что никаких выводов участники встречи в Париже не согласовали, и подчеркнул, что для начала нужно обеспечить безопасность. По его словам, РФ не хочет углубляться в вопросы безопасности.

Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил тогда, что не скрывает разочарования результатами встречи. Накануне новой встречи он отметил: "Немецкая и французская внешняя политика инвестировали много сил и времени  для того, чтобы оказать посреднические услуги по разрешению конфликта на востоке Украины и предотвратить военную эскалацию, а также открытую войну в центре Европы".

Из того, что удалось сделать до настоящего времени, глава немецкого МИД назвал значительное улучшение ситуации с безопасностью (хотя она и не удовлетворяет стороны), по сравнению с тем, что было год назад. Однако, подчеркнул дипломат, "правда в том, что мы месяцами ломаем копья в попытках заставить Москву, Киев и сепаратистов дальше реализовывать договоренности, которые они сами же в Минске и согласовывали". Продвижение в политическом урегулировании он назвал "прогрессом улитки, которая передвигается вперед по миллиметру", заявив, что "так не может продолжаться долго".По его убеждению, минский процесс не может длиться вечно. Поэтому в среду, отметил Штайнмайер, потребуются не только твердая приверженность сторон минскому процессу, но и шаги в его реализации.

Глава украинского МИД Павел Климкин уже отбыл в Берлин. "Готов к конструктивному разговору, но безопасность и настоящая свобода волеизъявления на Донбассе - не предмет для компромиссов", - написал министр в Twitter.

Вот как рассуждает о перспективах переговоров публицист, журналист, аналитик Виталий Портников:

"Решение о проведении после майских праздников встречи глав внешнеполитических ведомств "нормандской четверки" вряд ли внушает кому-то оптимизм относительно возможностей урегулирования на Донбассе. На предыдущей встрече министры иностранных дел России и Украины откровенно конфликтовали между собой. И дело даже не в том, что у Москвы и Киева заканчивается терпение, а в том, что нет никакой реальной платформы для компромисса. И если министры иностранных дел Франции и Германии еще могут делать вид, что такая платформа есть, Лаврову и Климкину больше незачем притворяться.

Что на самом деле происходит в отношении России и Украины к конфликту на Донбассе? А ничего особенного. Стороны живут в режиме ожидания. Для российского руководства важно, чтобы украинцы устали от необъявленной войны и поняли, что восстановление территориальной целостности страны невозможно без благосклонности Владимира Путина — а значит, и без исполнения политических условий, которые выставляет цивилизованному миру кремлевский правитель. И тут мы сталкиваемся с глобальным непониманием Путиным и его окружением украинской ментальности. Для России территория — это фетиш, потому что ничего, кроме размеров территории у России для доказательства своего "величия" никогда не было. Для Украины территориальная целостность — всего лишь один из факторов. Да, это важно. Но это не критично. Большинство украинцев скорее предпочтет отгородиться от оккупированных территорий, чем ради восстановления территориальной целостности отказываться от будущего страны. Не случайно соцопросы свидетельствуют, что коррупция и реформы волнуют украинцев куда больше, чем война.

Но и украинские ожидания относительно России тоже ложны. В Киеве могут считать, что под давлением Запада, экономических проблем, трат на оккупированные территории и опасений подорвать социальную стабильность Путин пойдет на уступки. Но в Кремле совершенно не склонны думать об интересах обычных россиян. А сами жители России просто не способны связать экономические тяготы последних лет с авантюристической экспансионистской политикой собственного государства. Более того, этот экспансионизм становится своеобразным болеутоляющим — да, мы живем все хуже и хуже, но нас боятся все больше и больше. Путин умело воспроизводить советскую модель общественной деградации, когда полеты в космос казались важнее собственного здоровья и будущего детей, а западные корреспонденты фотографировали русские контрасты — взмывающие с Байконура ракеты и плохо одетых, лишившихся зубов женщин, занятых на дорожных работах. Россия, как известно — страна контрастов.

Именно эта ложность ожиданий и превращает "нормандскую четверку" в формат без средств для достижения реального компромисса. Министрам иностранных дел Германии и Франции в этой ситуации тоже остается только ожидать — может быть, появления в будущем какого-нибудь другого формата, а может и консервации "нормандских встреч" на уровне бесконечной полемики — как это произошло со всеми остальными форматами на постсоветском пространстве".


Читайте также: