Воспоминания журналистки: как два года назад в Донецк пришла истинная война

Воспоминания журналистки: как два года назад в Донецк пришла истинная война

Вчера север Донетчины с размахом отмечал День освобождения от российско-террористической орды. А украинские патриоты, жившие (живущие) в Донецке глотали слезы. Ведь 5 июля вся бандитская рать Гиркина-Стрелкова примчала из Славянска в Донецк. И ужас, который там начал разверзаться с весны, обрушился на мегаполис по полной программе.

Вот как вспоминает на своей страничке в "Фейсбуке"приход гиркинцев в Донецк журналистка Лариса Лисняк, которая, как многие другие, вынуждена была покинуть оккупированный города:

"5 июля… Когда каждый год в этот день ко мне "подкатывали" мои коллеги, звонили мои друзья, обнимали мои родные, я всегда говорила: "Да-да, я и Клара Цеткин всех вас любим"… Наверное, все из ближайшего моего окружения знают, что Клара тоже родилась 5 июля… но в 1857 году. В этот день в разные годы кто только ни родился, господи, а сколько великих скончалось…

Но все одно: "Лучше назовем их просто: Клара и Роза. В честь Клары Цеткин и Розы Люксембург, товарищи". Ни один мой день рождения с 90-х, после выхода фильма "Собачье сердце", не обходился без этой булгаковской фразы.

И вот три года ее не вспоминают. Потому что 5 июля, именно в этот день 2014 года, в наш Донецк пришла истинная война.

4 июля 2014-го мы приехали еще из мирного, тихого Донецка в деревню Липово под Нижней Крынкой (в которой потом в августе попали на линию фронта, весь этот ужас я описывала в своих постах). Липово недалеко от Харцызска, хоть и считается Советским районом Макеевки. 5-го отпраздновали с шашлычками день рождения с родными и любимыми мне людьми.

6-го (воскресенье) мне нужно было возвращаться в Донецк, т.к. на следующий день вроде на работу. Маршрутка примчала меня на АС "Крытый рынок". Я вышла… и что-то не то… кругом непонятно кто… военные – не военные… какие-то ободранные, но с автоматами….

Дошла до Студгородка, села в 2-ку… А ими весь троллейбус набит. У мирных не то что шок… Вот держишься за поручень, а с его плеча автомат с магазином свисает и дулом от встряски троллейбуса периодически тебя касается….

- Ребята, нельзя так. Вы хотя бы магазины повынимали. Все-таки среди мирных людей…

- Да шо ты, дед, знаешь… Мы только из Славянска. Нам только три дня отпуска после окопов дали. А у вас тут, смотрим, благодать, фонтаны работают, лужайки цветут… А был бы ты на нашем месте…

- Мне хоть и за 80, но я офицер Советской Армии, и то, как вы себя ведете, не подобает чести военных… А как вы обращаетесь с оружием, это вообще возмутительно.

- А мы не военные, мы из ополчения… Едешь - и ехай… Мы такого за эти месяцы в Славянске повидали… А теперь не поймем, за кого воевали… вы тут среди фонтанов гуляете…

Они ходили не по двое, не по трое… Они ходили толпами. Именно с их приходом в Донецк 5 июля, после так называемого освобождения Славянска и за ним Краматорска, Дружковки и пр., в Донецк пришла истинная война. Которую мы тогда видели лишь из славянской хроники.

Тогда, когда в городе уже не работали банки, вдруг резко открылись обменники… Их тоже не было с июня. Для дончан с июня были ломбарды, возникавшие на пустом месте на каждом углу. Вытягивали любую более-менее стоящую мелочь (серебряную вилку, золотую коронку). А вот обменки были в новинку, т.к. обладатели валют первыми выехали из города.

А тут прямо очереди. Причем сразу можно было отличить, кто есть кто. В очереди стояли угрюмые с автоматами наперевес в растянутых футболках, в шлепанцах и кедах. И тут подъезжали роскошные джипы, из них выходили как на подбор: рослые, накаченные, в идеальной форме, на три головы выше этих в шлепанцах… Реально, они были даже одного роста… Россияне… И не только внешне (типа пришельцы, а понятно - спецназ), но и говор... Меж тем "шлепанцы" расступались в очереди перед ними и особенно перед "дядькой Черномором". Откуда знаю? Да рядом с салоном красоты, в котором я 12 лет обслуживалась, открылась такая обменка. И я вся такая с краской на голове, и девчонки в фартуках Loreal выпали посмотреть, что происходит в соседней "парадной".

"Шлепанцы" не радовались "черноморцам", шипели, что-то шептали в спину, но покорно расступались. "Черноморцы" же их изначально не замечали. Вот вышла из двух джипов восьмерка и тупо пошла в дверь… Хотя на улице уже человек двадцать "шлепанцев" в очереди было…

Воспользовавшись возмущением "шлепанцев", мы уточняли, что и как. Да что как? Нам-то в Славянске в долларах платили. А где там их обменяешь? Да и смысл менять, если "люди и так давали".

– Ага, и в магазинах давали?
– А то не. Заходишь с автоматом - и все дают…

Как рассказали еще те в троллейбусе, "шлепанцам" после типа самозабвенной до последнего дня обороны Славянска и типа именно взятия Донецка причиталось три дня отпуска. Они ездили, ходили по Донецку и были в шоке от чистоты, красоты… Их это раздражало: "Да мы в окопах, а вы в ресторанах…".

По прошествии этих трех дней на уже работающем с апреля "Первом республиканском телеканале" славянский вожак Игорь Стрелков (Гиркин) публично извинялся за произошедшее в мирном городе. Дословно: "Приезд в Донецк массы ополченцев, которые до этого находились долгое время в окопах, не буду скрывать, привел к ряду инцидентов. Обошлось, слава Богу, без жертв. Прошу жителей Донецка с понимаем отнестись к тому, что сюда прибыли люди, которые недели и месяцы находились в условиях не просто стресса, а смертельной опасности. Не все из бойцов оказались достаточно подготовленными к тому, чтобы после окопов, после разрушенных Славянска и Краматорска сразу попасть в мирный город. Не все из них адекватно отреагировали на резкую смену обстановки. Были случаи неадекватных действий по отношению к горожанам, некоторые бойцы возомнили, что им все можно. Были жители обижены, но, слава Богу, повторяю, жертв и серьезно пострадавших в результате этих действий не было. Я прошу прощения за эти инциденты и заверяю, что командование очень жестко относится к данным проявлениям недисциплинированности и расхлябанности".

Смертей, по словам Стрелкова, избежали. Но город с 5 июля был наводнен слухами об изнасилованиях, грабежах, огнестрелах "по пьяни".

И вот просмотрела свою страничку Facebook за 2014-й. 5 июля, понятное дело, все были в шоке. А вот на следующий день, 6 июля, я уже опубликовала собранный свой "тревожный чемоданчик".



Он тогда был размером с туристический рюкзак. Это потому, что накануне я писала для нашего интернет-медиа "УРА-Информ.Донбасс" (в этот период мы еще, несмотря на подвалы, угрозы и преследования, работали) статью по этой теме. Со днями уже истинной войны этот рюкзак трансформировался в портфель с документами… И то, если бежать, я забывала напрочь о ранее подготовленном тайнике. Кто следил за моими постами двухлетней жизни в Донецке после 5 июля, тот знает: для меня главное – спасти котиков, моих спасенных военных котиков.

...А сегодня мне Facebook напомнил о моем посте годичной давности "КАК ПРАЗДНУЮТ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ В ДОНЕЦКЕ", о моем одиночестве в том Донецке.

5 июля для меня все равно останется днем рождением Клары Цеткин. Но омраченным 2014-м. Не взятием, не оккупацией, а именно сдачей нашего Донецка и всех нас..."

Читайте также:
Бутусов: "Приказ не открывать огонь артиллерии и авиации по уже уходящим колоннам Гиркина - это преступление"


Читайте также: