Турчинов: Украина стала бастионом на пути Путина в Европу, но мир сейчас - на грани полномасштабной войны

Турчинов: Украина стала бастионом на пути Путина в Европу, но мир сейчас - на грани полномасштабной войны

Глава СНБО Украины Александр Турчинов не исключил возможности общемирового военного конфликта, который способна спровоцировать Россия, третий год ведущая войну на украинской территории.

Вот, что пишет Турчинов в статье для издания "Голос Украины":

"Уже более двух лет Украина противостоит российской агрессии. Оккупационные войска стремятся реализовать стратегию Путина по уничтожению нашей независимости и свободы. В то же время Украина продемонстрировала свою субъектность, за короткий период восстановила свой военный потенциал и стала бастионом на пути Путина в Европу.

Для того чтобы эффективно противостоять российскому агрессору, нам необходимо четко осознавать картину, понимать место и роль нашей борьбы в глобальном измерении. Российская агрессия в Украине, войны на Ближнем Востоке, нестабильность и военные конфликты в Северной Африке, рост напряженности в отношениях между государствами Восточной Азии, агрессивные провокации КНДР, международный терроризм являются симптомом кризиса глобальной системы международной безопасности, что со временем только усугубляется.

Вполне вероятным является рост масштабов и интенсивности этих конфликтов, возникновение новых зон нестабильности с все более широким привлечением ведущих государств к военному противостоянию Такая опасная тенденция может привести к возможности общемирового военного конфликта, который может представлять собой как полномасштабную войну, так и систему локальных и региональных конфликтов разной степени интенсивности, по результатам которых произойдет формирование нового мирового баланса сил.

Эта нестабильность, как уже бывало в истории, сопровождает смену технологических укладов. Радикальные прорывы достигнуты в хранении и производстве электроэнергии, в информационных технологиях, биологии и медицине, производстве принципиально новых материалов, а также связанных с этим новых военных технологий и технологий безопасности и соответствующих изменений в формах и методах ведения современных войн.

Мир находится на этапе трансформации и формирования новой модели управления глобальными процессами. Существенно возрастает вес человеческого, прежде всего интеллектуального ресурса, значение отдельных элементов инфраструктуры, а именно информационно-телекоммуникационных, транспортных, финансовых, институциональных.

Трансформируется роль природных ресурсов. Принципиальным требованием становится экологичность и эффективность их использования. Все это происходит на фоне глобальных климатических изменений, роста количества и масштабов природных катаклизмов.

На наших глазах началось завершение эры нефти. Как отметил еще в прошлом веке саудовский министр нефти Заки Ямани, "каменный век закончился не потому, что на Земле закончилось камни". Традиционные углеводороды сыграли свою историческую миссию и постепенно вытесняются новыми источниками энергии, прежде всего возобновляемыми, и энергоэффективными технологиями. Неучет этих процессов отбрасывает страны на периферию мирового развития.

В региональном измерении опасность угроз усиливается из-за кризиса Европейского проекта. Население Европы стареет, что обуславливает потребность в привлечении трудовых ресурсов извне. В то же время европейские общества могут обеспечить органичную интеграцию мигрантов в условиях невиданных по масштабам со времен Второй мировой войны миграционных процессов. Кризисные явления усиливают противоречия между общеевропейскими и национальными интересами. Результаты консультативного референдума в Нидерландах (апрель 2016 г.) обусловлены не столько отношением граждан этого государства к Украине, как их недовольство процессами, которые происходят в ЕС. Еще более наглядным следствием этих процессов стал Brexіt. Этот кризис не является первым и вряд ли будет последним. Европа — живой организм, который может преодолеть свои проблемы и выйти из кризиса обновленным и более сильным, чем раньше. Но для этого необходимо реалистично оценивать и оперативно реагировать не только на внутренние проблемы, а и на внешние вызовы.

Внутренняя слабость единой Европы усиливает ее уязвимость перед российской угрозой и международным терроризмом, которые в совокупности составляют экзистенциальный вызов европейской цивилизации, который осознан далеко не всеми.

Европейская внешняя политика и политика безопасности является инерционной и реактивной, ее отличительной чертой стала "мягкость без силы". События 2008-2016 гг. убедительно доказали, что в современном мире даже огромная экономическая мощь, сила права и убедительность успешной общественной модели не гарантируют защищенности от гибридных угроз, а бесстыдное применение жесткой силы дает результат, если не встречает достойного сопротивления.

В этих условиях вновь, как и во времена холодной войны, ключевой является роль США как ведущей демократии мира и гаранта международной безопасности. США и возглавляемые ими альянсы, прежде всего НАТО, являются глобальной силой, способной сделать невозможным возвращение мира к временам великого противостояния демократии и тоталитаризма, которое стоило жизни десяткам миллионов людей как в Европе, так и в Азии во время последней мировой войны. Зато в самих США в ответ на кризис глобализации усиливаются изоляционистские тенденции, а традиционный внешнеполитический курс Вашингтона после президентских выборов может претерпеть существенные изменения. Поэтому надежды на американскую политику безопасности — "зонтик" — без проведения собственной политики защиты национальных интересов являются легкомысленными и инфантильными.

Вышесказанное хорошо осознают в ведущих столицах мира. И если государства Запада и Китай в условиях латентного противостояния пытаются использовать технологические изменения и экономический потенциал для обеспечения своих стратегических интересов, то руководство России действует на основе права силы как первого и последнего аргумента. В то же время ресурсы РФ стремительно тают, и нынешняя попытка геополитического наступления может стать прелюдией конца путинского режима. Важной особенностью текущего кризиса является наличие в имперско-шовинистической России ядерного оружия и демонстративная готовность к ее использованию как ultіma ratіo. Право вето в Совете безопасности ООН позволяет России блокировать использование международно-правовых механизмов предотвращения агрессии, предусмотренных Уставом ООН.

Российская внешняя политика и политика безопасности определяются противоречивым влиянием двух основных факторов: ностальгии по имперскому величию и попытки дестабилизировать рынки нефти и газа для восстановления сверхдоходов от высоких цен. Оба эти фактора, по сути, являются иррациональными, поскольку базируются на некритичном восприятии мифологизированного прошлого и не учитывают объективных современных трендов.

Уже с 2012 г. российская экономика, несмотря на высокие на то время цены на энергоносители и отсутствие торговых ограничений, начала демонстрировать признаки вхождения в рецессию. Социальный контракт времен 1-го и 2-го сроков Путина, который предусматривал отказ населения от реальных политических прав и свобод в обмен на неуклонный рост социальных стандартов, больше не мог выполняться. В этих условиях Кремль, как и в начале XX века, нашел выход в раздувании милитаристских и шовинистических настроений в обществе.

Формируя у своих границ зоны замороженных и горячих конфликтов и дестабилизируя соседние государства, Россия в сознании кремлевских реваншистов неуклонно проводит политику усиления собственных позиций в преддверии глобального конфликта. Наиболее опасным является то, что Кремль надеется победить в предстоящем противостоянии с несравненно более сильным противником, что невозможно без превентивного применения ядерного оружия. Такой подход приводит к отвлечению гигантских ресурсов на милитаризацию, что только усугубляет и так непростую экономическую и социальную ситуацию в России.

Несмотря на иллюзорность мотивов, российская агрессивная внешняя политика сегодня опирается на довольно мощные материально-технические и военные ресурсы и средства и имеет реальные результаты. Сегодня Кремль принимает все меры для восстановления прямого контроля над государствами, территории которых некогда входили в Российскую/советскую империю. Украина, Белоруссия, Молдавия, Казахстан, страны Южного Кавказа и Центральной Азии — это первоочередные объекты российской агрессии. В качестве инструментов "принуждения к дружбе" Россия использует энергетические ресурсы, экономические рычаги, искусственные объединения (такие, как СНГ, ОДКБ, ЕАЭС), а при необходимости (как это было в 1992 г. в Молдавии, в 2008 г. в Грузии и есть с 2014 г. в Украине) и прямую военную силу. Ситуацию осложняет и то, что экономики и политические системы этих стран являются недостаточно реформированными, оборонные возможности и возможности безопасности не соответствуют масштабу российской угрозы, эти государства не интегрированы в ЕС и НАТО и не могут полагаться на внешние гарантии безопасности.

Вместе с тем целью Кремля на европейском направлении, в отличие от времен доминирования коммунистической доктрины, является не столько получение непосредственного контроля над свободными странами Европы, как разрушение единства ЕС и превращение его составляющих в коррумпированные автократии, по своей сути подобные путинской России. Союзниками Кремля при этом объективно становятся радикальные политические силы всего спектра - от коммунистов до фашистов.

Поддерживая авторитарные тенденции в регионе, в том числе прямо финансируя антидемократические политические силы, коррумпируя элиты, активно используя криминалитет, Россия выступает фактором разрушения международной безопасности, общественного регресса и деградации.

В российской агрессивной стратегии Украина занимает ключевое место. Без ее полного подчинения задачам Кремля успешное продолжение агрессивного внешнего курса РФ невозможно.

Как и почти 100 лет назад, Россия нуждается в мощности украинской промышленности, прежде всего ОПК, заменить которые Кремлю не удалось за 25 лет после распада СССР. Для получения хоть каких-то шансов на успешность противостояния с НАТО российские вооруженные силы должны укрепиться на украинских территориях, по крайней мере по берегу Днепра. Спасение российской экономики, которая стремительно деградирует, по замыслу кремлевских стратегов требует привлечения украинских ресурсов, в частности рук и мозгов миллионов украинцев.

Битва за Украину для путинской РФ, как и для ленинской РСФСР, - поворотный момент.

Если Кремль победит, то система европейской безопасности будет окончательно разрушена, а перед российскими войсками откроется путь дальше на Запад. Если Украина выстоит — расползание войны будет остановлено".


Читайте также: