Сегодня на Донбассе начнут затапливать место ядерного взрыва: последствия - непредсказуемы (ВИДЕО)

Сегодня на Донбассе начнут затапливать место ядерного взрыва: последствия - непредсказуемы (ВИДЕО)

Сегодня, 14 апреля, представители пророссийской группировки "ДНР" перестанут откачивать воду из закрытой шахты "Юнком" – места подземного ядерного взрыва в 1979 году в районе Енакиево. Если вода оттуда начнет подниматься вверх, по словам украинских экологов, под угрозой заражения окажутся бассейны рек Северский Донец и Кальмиус, а также Азовское море. Кроме Донецкой и Луганской, это может затронуть Днепропетровскую, Запорожскую и Харьковскую области Украины.

Напомним, что оккупационные власти недавно официально заявили в Донецке, что с 14 апреля 2018 года будет полностью остановлена откачка воды на объекте "Клюваж" – шахте имени Юных коммунаров под Енакиево, на которой в 1979 году был произведен единственный в СССР ядерный взрыв в горных выработках. Шахта будет затоплена, продукты ядерного взрыва попадут в шахтные воды.

Подконтрольные Украине территории географически находятся ниже неподконтрольных и при неконтролируемом закрытии шахт и прекращении водоотлива в самопровозглашенных республиках заливает украинские шахты на другой стороне линии разграничения. Россия же не только контролирует все происходящее в оккупированной части Восточного Донбасса, но и получает грязную воду по рекам на своей территории.

Донбасс – это не только Донецкая и Луганские области Украины, но и часть соседних Днепропетровской и северо-западной части Ростовской области Российской Федерации. Загрязненные шахтные воды, о повсеместном подъеме которых трубят ученые, попадают в Северский Донец, далее в Дон и общее для Украины и России Азовское море. Если/когда в них появятся радиоактивные продукты объекта "Клюваж" или продукция "Горловского химического завода", будет уже невозможно что-либо предотвратить.

Представители Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине пишут по этому поводу: "Сотрудники шахты "Юнком" в н. п. Бунге (быв. Юнокоммунаровск, неподконтрольный правительству, 43 км к северо-востоку от Донецка) сообщили СММ о том, что ориентировочно 14 апреля будут отключены несколько насосов шахты, в результате чего шахта будет постепенно затоплена. (Как сообщается, в 1979 году внутри шахты в капсуле был подорван ядерный заряд. По словам сотрудников шахты, не ясно, как возможные утечки или повышение давления в результате затопления ствола шахты могут угрожать целостности капсулы). Кроме того, заместитель главного инженера и трое других лиц (мужчина и две женщины) сообщили, что нынешнее состояние капсулы неизвестно, и не понятно, как возможные утечки или повышение давления в результате затопления ствола шахты могут повлиять на целостность капсулы".



В заявлении прес-секретаря Госдепа США Хизер Нойерт, затопление заброшенной угольной шахты Юнком "может угрожать питьевой воде тысяч украинцев в находящейся под контролем России восточной Украине". Она отметила, что США настоятельно призывают "Россию и подконтрольные ей марионеточные власти действовать ответственно".

Глава Независимого профсоюза горняков Донбасса Николай Волынко в комментарии radiosvoboda подчеркивал: "В Горловке есть шахта "Александр-Запад", которая затоплена из-за аварии на химзаводе. Эта шахта соединяется с "Углегорской", "Булавинской", "Юнком" шахтами. А тем более, когда шли боевые действия, в "Ольховатской", "Булавинской" шахтах оккупанты варварским способом выдергивали канаты со стволов, сдавали металлолом, все резалось. Я не могу сказать, в каком это все состоянии. Но вода может пойти или в Кальмиус, или в Северский Донец. Там "Артемсоль". И если эта вода пойдет туда, столбы и все это будет размыто. Соледар и половина Бахмута присядут… В 1996 году закрыли "Панфиловскую" шахту. В свое время там не сделали водоотлив. Буквально через месяцы шахтные воды поднялись и в близлежащих поселках были затоплены погреба, огороды. Пока не сделали водоотлив, вода стояла на поверхности. А когда вода ушла, почва стала белой из-за соли – агрессивная среда… В "Юнком" должна быть сухая консервация, затапливать нельзя. Неизвестно, какая там может быть среда".

Гидрогеолог, доктор технических наук Евгений Яковлев в комментарии radiosvoboda отмечал:

"Взрыв был в 1979 году, прошло 40 лет. Основная радиоактивность там связана с цезием и стронцием, такой тип заряда был на глубине 860 метров. Период полураспада цезия и стронция – примерно 30 лет. По оценкам, сразу после взрыва его было 100 кюри – единица измерения радиоактивности по числу распада, сейчас мы можем предполагать около 50 кюри.

По поводу подъема воды. Любая шахта после прекращения откачки на самой большой глубине начинает возвращать уровни подземных вод к тем положениям, которые были до петровских времен – до момента, когда начали добывать уголь, между водоразделом и речной долины. Опасность в другом.


Породы, которые окружают камеру при водонасыщении, теряют прочность. Возможны медленные обрушения потери прочности, а возможно, схлопывание – резкое сжатие камеры и выход около 600 кубов радиоактивно загрязненной воды в объем шахты "Юнком" или в соседнюю шахту "Красный октябрь", где примерно такое же количество.

В принципе, выход залпового загрязнения, если он будет, дозовой опасности заражения человека или рыбы до критических величин не представляет. А вот загрязнение стока Кальмиуса и Северского Донца может быть.

Я считаю, что некорректность этой ситуации в том, что украинская сторона не была уведомлена должным образом хотя бы о схеме мониторинга и комплексе мероприятий.

Также, насколько я знаю, не было уведомлено МГТ, потому что изменилось состояние захоронения радиоактивных отходов.

По опыту затопления шахт, подъем уровня с глубины примерно 860 метров до дневной поверхности – 8-15 лет".

Яковлев не исключает, что ускоренное затопление делается по указке из Москвы: мотив такой, что выкачивать слишком дорого – около 50 миллионов долларов в год.

Он также подчеркивает, что и без того ужасное состояние воды на Донбассе в будущим станет еще хуже. "В 2016 году мы сделали обследование источников водоснабжения. Вода из Северского Донца непригодна для питья, ни одна технология не делает ее по-европейски безопасной. Когда мы провели отбор проб из частных колодцев, родников, скважин, 90% проб по большинству параметров не влезали в стандарт, - поясняет Яковлев. - Людям нужно максимально оторваться от водоснабжения из поверхностных источников – это скважины. Такой опыт был во время Чернобыля, тогда появилось много бюветов по Киеву, чтобы оторвать от загрязненной радиоактивной воды Днепра и Десны".