Геннадий Орбу: О некоторых поступках жалею до сих пор

Геннадий Орбу: «Уверен, что уважаемая мною газета «Донбасс» напишет только правду»!

«Номер седьмой: Ген-надий О-о-орбу!» Зычный возглас диктора-информатора разливался по стадиону «Шахтер» в 90-е годы и тут же дружно подхватывался болельщиками горняцкой команды. У него был особый, фирменный стиль игры. Как, впрочем, и манера поведения. Левый краек «оранжево-черных» имел собственный взгляд и мнение на происходящее, его порой резкие высказывания устраивали далеко не всех. О таких говорят: сложный характер. Но никто не мог поставить под сомнение его искренность в суждениях и человеческую порядочность. Одним словом, Личность. А сегодня уже Геннадий Григорьевич отмечает 40-летие. Ныне один из тренеров луганской «Зари» приехал на нашу встречу точно в назначенное время.

«В Макеевке бываю каждые две недели»


- В работе должна быть дисциплина, особенно если всё расписано буквально по минутам. Тренировочный процесс, подготовка к играм занимают практически всё время. Хотя стараюсь выкраивать какие-то часы, чтобы и в Донецке побывать, встретиться с друзьями. Здесь и моя дочь учится в торговом институте. А в Макеевке живут родители, и хотя бы раз в две недели я их навещаю. К тому же выступаю за ветеранов «Шахтера». Вот сегодня сыграю в матче, посвященном памяти ушедшего из жизни два года назад Виктора Васильевича Носова. И тренер он был прекрасный, и человек замечательный…

- Ваши друзья - это бывшие партнеры по «Шахтеру» 90-х?

- Да, в основном это те, кто вместе со мной начинал «украинскую» историю донецкой команды. Больше всех общаюсь с Матвеевым, Поповым, Кривенцовым, Леоновым, Ковалем. Нам всегда есть о чем поговорить и что вспомнить (смеется).

- Значит, есть с кем отметить юбилей...


- Не скажу, что я человек особо верующий, хотя стараюсь бывать в церкви. Но, говорят, что 40 лет - дата, которую не празднуют. К тому же мой день рождения приходится в канун нашего матча с «Шахтером». Вот она, ирония судьбы. Но с друзьями и близкими обязательно позже посидим.

- Как, кстати, расцениваете шансы отобрать очки у чемпиона?


- Конечно, «Шахтер» по классу игроков намного сильнее. Даже если полностью сосредоточиться на защите своих ворот, всё равно пропустишь. Постараемся показать хороший футбол. А он, как известно, богат на сюрпризы.

«Тренер принялся заглядывать в мой паспорт»

- Геннадий, вы повесили бутсы на гвоздь в 32 года. Не хотелось их оттуда снять?


- Вы правы, было ощущение, что еще пару лет мог бы поиграть на вполне серьезном уровне. Последней моей командой был саратовский «Сокол», и выступал он в высшей лиге России вполне прилично. С Александром Корешковым у нас отношения складывались замечательно. Но пришедший затем ему на смену Леонид Ткаченко стал, грубо говоря, заглядывать в паспорт. Мой, Веретенникова, Мамедова. И в итоге я был выставлен на трансфер. Серьезных предложений не поступало, и я решил закончить карьеру.

- Планировали заняться тренерской работой?

- Когда мне последовало предложение  от президента «Шахтера» Рината Ахметова и в то время спортивного директора Валерия Яремченко заняться селекционной работой, я не раздумывал. Очень много полезного и нужного почерпнул для себя, занимаясь поездками по Европе и Южной Америке в поисках нужных «Шахтеру» игроков.

- Ваши рекомендации учитывались?


- Не только мои, но и всей селекционной команды. Среди тех, кто был у нас «на карандаше» - Срна, Фернандиньо, Жадсон, Дуляй, Элано. А сейчас я рад, что набираюсь тренерского опыта в Луганске под руководством Анатолия Чанцева.

- Какая задача стоит в этом сезоне перед «Зарей»?

- По большому счету, команда только создается. В нынешнем виде она существует полгода. Но главное - появилась финансовая стабильность. Кстати, очень важно, что здесь играют воспитанники Академии «Шахтера». Могут многого добиться талантливые ребята: Чайковский, Картушов, Виценец, Ковалев. Здесь они имеют постоянную игровую практику и, надеюсь, смогут раскрыться по-настоящему. Президент Евгений Геллер поставил задачу занять место не ниже десятого.

Геннадий Орбу играет за команду ветеранов Шахтера

Геннадий Григорьевич продолжает демонстрировать свои фирменные финты, играя за команду ветеранов «Шахтера».

- Какие матчи вашей карьеры вспоминаются чаще всего?

- Оба кубковых победных финала. Особенно ценен первый трофей, который мы выиграли в 95-м году. Проигрывая по ходу встречи «Днепру», который тогда считался фаворитом, мы смогли сравнять счет и перевести игру в дополнительное время. А кульминацией стала серия пенальти. Решающий мяч тогда забил Саша Коваль. Какие были сумасшедшие эмоции! Приятно, что мы показали настоящий характер, которым всегда славился «Шахтер». Да и поединки еврокубков навсегда «отложились» в памяти. Для нас это были первые встречи на таком уровне. А это всегда очень интересно и ответственно.

«А в Кишиневе играет мой «двойник»


- Но дважды вам приходилось покидать «Шахтер»...

- Первый раз ушел, когда в силу разных, в том числе и финансовых причин, я и Сергей Попов отправились в Россию. На тот момент украинский чемпионат значительно проигрывал соседскому. Кстати, мало кто знает, что в 96-м году вместо «Ротора»  я мог оказаться в «Локомотиве». Мне была симпатична и команда, и ее наставник Юрий Семин. Но всё же перевесили аргументы тренировавшего волгоградский клуб Виктора Прокопенко. В том сезоне мы выиграли «бронзу». А в 2001 году играл за другой волжский клуб - из Саратова.

- Причиной второго ухода стал конфликт с тренировавшим тогда «Шахтер» Прокопенко?


- Считаю это не конфликтом, а недоразумением. И сейчас я искренне жалею, что тогда всё так глупо получилось. Став тренером, понимаю, что виноват в той ситуации был я. Но подвела излишняя эмоциональность.

- За Геннадием Орбу закрепилась репутация конфликтного футболиста...


- Какой же я скандалист? Когда меня Бышовец заменил на 17-й минуте, я в сердцах бросил футболку на скамейку запасных. А одни написали, что швырнул футболку едва ли не в лицо Бышовцу, другие - будто я кинул ее на землю и чуть ли не растоптал ногами. Много чего лишнего было и насчет наших взаимоотношений с Йожефом Сабо, тренировавшим тогда сборную. У нас получился просто рабочий разговор на повышенных тонах. Думаю, те, кто хорошо знает, насколько эмоционален Йожеф Йожефович, меня поймут. А в итоге всё закончилось тем, что меня перестали вызывать в сборную. Жаль, конечно. Ведь мне было всего 27 лет.

- Интересно, что некоторые украинские футбольные сайты в вашем досье указывают, что вы завершили карьеру в кишиневской «Дачии»...

- История и впрямь любопытная. Еще когда у меня действовал контракт с саратовским «Соколом», хотя я фактически уже за эту команду не играл, мне позвонили из клуба. Дескать, как ты мог без нашего ведома уйти. А я в это время находился в Донецке и не мог ничего понять. Оказывается, в матче молдавского чемпионата отличился Геннадий Орбу, о чем и поведала пресса. Но в итоге навели справки и разобрались, что к чему. Действительно, есть такой игрок. Я узнавал у своих близких насчет возможных родственных связей. Но оказалось, что это совпадение. К тому же у моего молдавского 28-летнего «двойника» даже есть брат Александр, как и у меня. Но с ним мы до сих пор не знакомы.

- Наверняка вы с профессиональным интересом следили за наставниками сборных на чемпионате мира в ЮАР?


- Безусловно. Я ведь только познаю все нюансы этой профессии. Наибольшее впечатление произвела работа Висенте дель Боске. И не только потому, что он поднял Кубок мира над головой. Это очень квалифицированный и мудрый специалист. Я его запомнил, еще когда он тренировал «Реал». При нем королевский клуб и побеждал в Примере, и Лигу чемпионов выигрывал. Зря тогда отказались от его услуг. Но дель Боске доказал, причем на самом высшем уровне, свою квалификацию.

Редакция «Донбасса» поздравляет с юбилеем одного из самых ярких футболистов в истории «Шахтера» и желает ему так же продолжать доказывать свою высокую квалификацию.

Досье «Донбасса»

Геннадий Григорьевич Орбу. Родился 23 июля 1970 г. в Макеевке. Играл на позиции левого полузащитника.

Начал футбольную карьеру в макеевском «Бажановце», выступающем во второй лиге. Забил в 20 матчах 7 голов. В 1992 г. Валерий Яремченко пригласил его в «Шахтер». С ним завоевал «серебро» национального чемпионата (1994 г.) и Кубок Украины (1995 г.), забив в 106 матчах 12 голов. В 1996 г. по приглашению Виктора Прокопенко перешел в возглавляемый им «Ротор» (Волгоград) и стал бронзовым призером чемпионата России. В следующем году вернулся в «Шахтер» после того, как у его руля вновь оказался Яремченко. Выиграл еще два украинских «серебра» (1998 г. и 1999 г.) и Кубок (1997 г.), забив в 73 матчах 21 гол. С августа по октябрь 2000 г. выступал за «Ворсклу» (Полтава), забил в трех матчах 1 гол - со штрафного киевскому «Динамо». В 2001-2002 гг. играл за клуб высшей лиги чемпионата России «Сокол» (Саратов), в 37 играх «отметился» 2 голами. За сборную Украины с 1994 по 1997 гг. провел 17 матчей.

В 2003-2009 гг. работал тренером-селекционером в «Шахтере». В январе 2010 г. вошел в тренерский штаб луганской «Зари».                        


Беседовали Сергей Савельев и Сергей Черных. Фото Ольги Кононенко и ФК Шахтер.
Читайте также: