Нас обогреют... волшебные кубики

В руках изобретателя Аллы Коновой образцы влагостойкого цемента (поменьше) и энергосберегающего пенобетона.

Донецкие изобретатели разработали материал, позволяющий строить более совершенные дома. А еще - создали экономный двигатель и научились «гнать» бензин из старых шин.

О вечных двигателях и идеях на миллионы рассказали «Донбассу» члены донецкого клуба «Изобретатель» накануне Дня науки, который отмечается завтра.

Родившись в 80-е годы прошлого века, клуб «Изобретатель», действующий при областной библиотеке им. Крупской, несколько раз находился на грани распада. Но выжил, подарив не только Донетчине, но и миру множество интересных инноваций. В отсутствие главы клуба, ведущего научного сотрудника института «ПромстройНИИпроект» Рудольфа Мезенцева, на счету которого свыше 50 изобретений, функцию гида по стране открытий взял на себя его заместитель Сергей Грицун.

Наши умники нарасхват

- Когда началась перестройка, родившая кооперативы, нам стало легче внедрять разработки, - рассказывает Сергей Николаевич. - Появилась возможность заработать. И тут же произошел большой отток изобретателей за рубеж. Наших умников рвали с руками и ногами. Так, один из членов клуба создал машину, измельчающую шины, проблема утилизации которых остро стоит и сейчас. Крошку он предложил использовать в дорожном строительстве. Задумку оценили итальянцы, сманившие жителя Донбасса.

- После развала СССР «Изобретателю», казалось, пришел конец, - продолжает Грицун. - Кто-то уехал, кто-то отошел от дел. Но мы неожиданно получили новую кровь. С нами воссоединился другой клуб - любителей фантастики и тех, кто изучал проблему НЛО. Им руководил Николай Гармаш, специалист в области резонанса, автор 300 изобретений! К сожалению, его уже нет в живых. Как и харцызского умельца Олега Федосенко, бывшего военного, занимавшегося усовершенствованием авиадвигателей.

Удачи с горчинкой

- Кстати, о двигателях. Наверное, «Изобретатель» не обошла стороной знаменитая проблема перпетуум мобиле?

- Куда ж без нее, - смеется Сергей Николаевич. - Приходили и откровенно сумасшедшие люди, и толковые на вид, с неплохими разработками. На бумаге. На деле же они оказываются - пшик! Какой-то товарищ к велосипедному колесу приделал магниты, вращающие его. Идея оказалась не нова, да и несовершенна. Разработка еще одного дончанина так понравилась некой фирме, что она лет пять назад 100 тысяч долларов в его вариант вечного двигателя вложила. Но ничего не вышло.

- Расскажите об удачных изобретениях.

- Енакиевский специалист разработал ноу-хау, улучшающее конструкцию малых вертолетов. Киевский бизнесмен взял нашего земляка под свое крыло. Перевез в столицу, снял там квартиру, выделил средства на доведение изобретения до ума. А когда оно было готово, перепродал разработку на авиационной выставке в США за миллион долларов. Дав наивному изобретателю гроши.

- С горчинкой удача…

- Да они почти все такие. Мы умеем генерировать идеи, а вот запускать их в производство с последующим получением дивидендов - с этим беда! К примеру, Валерий Банников, работающий в Донецком автомобильном институте, модернизировал двигатели внутреннего сгорания - как импортные, так и отечественные. Изобретение, которое он внедрил уже на 300 машинах, позволяет сократить расход топлива на 10%. Банников предлагал его некоторым нашим автозаводам, но те, похоже, хотят получить идею задарма.

Как торговать идеей

- К примеру, я изобрел новое шахтное оборудование или супермолотилку. Мои дальнейшие действия?

- Оптимальный вариант - обратиться к тем, кто сам не раз обжигался. То есть - к нам. Один из членов клуба, Владимир Голубь, владеет фирмой по оформлению патентов, где можно получить бесплатные консультации. Помогает изобретателям и Донецкая торгово-промышленная палата: она имеет базу бизнесменов, заинтересованных в той или иной инновации. И, соответственно, предоставляет шанс людям умственного труда получить за свои изобретения хорошие деньги.

- А сколько стоит нынче патент?

- Три-четыре тысячи гривен, вне зависимости от того, что вы изобрели: хоть усовершенствованную мышеловку, хоть обновленный ракетный двигатель.

Сергей Грицун: «Двери нашего клуба открыты для всех изобретателей». На заднем плане - Алла Конова, у которой есть патенты ценой в миллионы.

Топливо из отходов

Разработки одного из членов клуба «Изобретатель», и.о. директора ООО «Наука и технология» Аллы Коновой, включены в инновационную программу области. Вся загвоздка в финансировании, которое и в былые-то времена не радовало, а в нынешнее кризисное…

А ведь «Наука и технология» предлагает не фикцию в виде «вечного двигателя», а вполне реальные, и главное, экономически выгодные проекты! Новый тип установки по производству сульфатостойкого цемента (он не боится влаги) уже имеет протоколы испытаний из «ПромстройНИИпроекта» и Макеевской строительной академии. Получившиеся на его основе бетонные и пенобетонные кубики успешно прошли проверку на прочность и плотность. Идеей заинтересовались иностранцы. Есть у Коновой с коллегами и  пиролизная установка нового типа по переработке бытовых и сельхозотходов в газ и мазутное топливо (в частности, из отживших свое шин можно «гнать» бензин), изобретения для очистки земли и морской воды от выбросов нефтепродуктов, возрождения песчаников для аграрной деятельности.


Андрей Кривцун. Фото автора.
Читайте также: