Астрономы обнаружили самого холодного коричневого карлика

Астрономы из США, Канады и Франции отыскали нового кандидата на звание самого холодного коричневого карлика.

Составляя план наблюдений, учёные ориентировались на опубликованные в прошлом году данныепоиска ультрахолодных коричневых карликов с использованием Канадско-франко-гавайского телескопа. В этой работе был выделен объект CFBDSIR J1458+1013, температуру которого тогда оценили в 550–600 К.

Исследовать его более тщательно помогла система адаптивной оптики 10-метрового телескопа Кек II. Проведя два сеанса наблюдений (в мае и июле 2010-го) и обработав полученные результаты, авторы обнаружили, что за обозначением CFBDSIR J1458+1013 скрывается тесная двойная. Расстояние между ней и Землёй было оценено в 23,1 ± 2,4 пк.

Наибольший интерес представляет второй компонент двойной системы, CFBDSIR J1458+1013B. Он имеет рекордно низкую болометрическую (учитывающую излучение во всех диапазонах) светимость, равную 2•10-7 солнечной, а сравнение его параметров с характеристиками других тусклых коричневых карликов и результатами моделирования позволяет предположить, что температура этого объекта составляет лишь 370 ± 40 К. Комнатную температуру, напомним, обычно принимают равной 300 К.

Масса CFBDSIR J1458+1013B также чрезвычайно мала и должна попадать в интервал от 6 до 15 юпитерианских. Этот диапазон вполне доступен для экзопланет.

По словам астрономов, необычный коричневый карлик становится реальным кандидатом на роль ультрахолодного объекта спектрального класса Y, существующего пока только в теории. О другом кандидате, который имеет чуть более высокую температуру и обозначается как UGPSJ0722-05, мырассказывали около года назад.

По материалам: science.compulenta.ru