Астрономы обнаружили возле Земли астероид с необычной орбитой

Астрономы из Обсерватории Армы (Ирландия) оценили орбитальные характеристики околоземного астероида 2010 SO16.

Астероид был обнаружен 17 сентября прошлого года инфракрасным космическим телескопом WISE, после чего долгое время наблюдался с Земли. Его абсолютная звёздная величина H равна 20,7, что при неизвестном альбедо (характеристике отражательной способности поверхности) даёт размер в 200–400 м.

Интерес учёных к 2010 SO16 обусловлен тем, что он находится на подковообразной орбите. Она может формироваться под воздействием гравитационного поля Земли на астероиды, которые совершают один оборот вокруг Солнца примерно за год.

Цикл движения астероида показан на рисунке выше. В точке А, которая находится между Землёй и точкой Лагранжа L5, 2010 SO16 «нагоняет» планету, поскольку находится ближе к звезде. Гравитационное воздействие планеты, однако, переводит его на другую орбиту (С), и он начинает «отставать» от Земли. Долгое время астероид выполняет обороты вокруг Солнца с периодом, несколько превышающим один год, и в итоге оказывается в точке D. Здесь он вновь попадает в сферу гравитационного влияния Земли, сближается с Солнцем и готовится вернуться в начальное положение.

Всё это, разумеется, можно проследить только при рассмотрении движения астероида относительно Солнца и Земли; физическая орбита 2010 SO16 тривиальна.

Длительность описанного цикла составляет около 350 лет. Обычно подковообразная орбитальная конфигурация оказывается нестабильной, но в нашем случае, по расчётам авторов, время её существования должно превышать 120 000 лет. Эта величина на два порядка превосходит оценки, полученные для трёх других околоземных астероидов на подобных орбитах (2001 GO2, 2002 AA29 и 54509 YORP). 2010 SO16 также можно считать самым крупным в этой группе.

По материалам: science.compulenta.ru