Сверхновые "мусорят" в космосе

Инфракрасный космический телескоп «Гершель» обнаружил огромные запасы пыли при наблюдении остатка сверхновой SN 1987A.

Твёрдые пылевые частицы, содержащие углерод, кремний, железо и другие тяжёлые элементы, составляют совсем небольшую часть от общей массы вещества галактик, однако играют важную роль в формировании звёзд и планетных систем. Как показало изучение удалённых галактик, пыль появилась вскоре после Большого взрыва, когда старых красных гигантов, которые считаются основными её «поставщиками», ещё не было. Астрономы давно предполагали, что источниками пыли могли стать вспышки первых сверхновых, но этой гипотезе явно не хватало экспериментальных свидетельств.

Сверхновая SN 1987A была замечена 24 года назад в Большом Магеллановом Облаке, карликовой галактике - спутнике Млечного Пути. «Интересно, что важнейшую опытную информацию мы собрали при исследовании галактики, которая находится всего в 160 000 световых лет от Земли, - замечает руководитель работы Микако Мацуура (Mikako Matsuura) из Университетского колледжа Лондона. - Близость SN 1987A позволяет рассмотреть её во всех деталях».

Наблюдение остатка SN 1987A, проведённое ранее космической обсерваторией «Спитцер», выявило лишь незначительные объёмы «тёплой» пыли. «Гершелю», изучавшему сверхновую на бóльших длинах волн в трёх диапазонах с центрами на 100, 160 и 250 мкм, открылась «холодная» пыль с температурой в 16–23 К, причём её общую массу авторы оценили в 0,4–0,7 солнечной. «Поскольку «Гершель» был запущен только в 2009-м, и ни одной обсерватории, сравнимой с ним по возможностям, в последние 20 лет не появилось, мы не можем установить, когда именно образовалась «холодная» пыль, - говорит г-жа Мацуура. - Впрочем, это не слишком важно. Даже если сверхновая создавала солидный запас пылевых частиц, по массе сопоставимый с Солнцем, на протяжении всех двадцати четырёх лет, астрономы будут считать этот промежуток времени ничтожно коротким».

Остаётся добавить, что предшественником SN 1987A был голубой сверхгигант массой в 18–20 солнечных. С увеличением размеров взрывающейся звезды объём создаваемой ею пыли, вероятно, возрастает.

По материалам: science.compulenta.ru