Астрономы получили доказательства существования воды на Марсе

Вышедшая на поверхность гипсовая жила, на которую наткнулся марсоход НАСА, была совершенно точно сформирована водой, заявляют учёные.

«Оппортьюнити», уже почти восемь лет колесящий по Красной планете, вышел к борту кратера Endeavour в этом августе. А в прошлом месяце он обнаружил здесь жилу в виде прерывистой полосы шириной в человеческий палец (1–2 см) и протяжённостью 40–50 см. Визуальное и спектрометрическое обследование показало, что в залежи присутствуют кальций и сера в соотношении, которое свидетельствует о сульфате кальция. Это соединение чаще всего существует в природе в виде гипса, и исследователи пришли к выводу, что это именно тот случай.

Химический и минералогический состав отложения, его морфология — все факторы прямо-таки вопиют о воде, с воодушевлением заявляет ведущий исследователь проекта Стив Сквайрс из Корнеллского университета (США). Если вкратце, вода через трещину в породе вынесла с собой частицы гипса, который осел на этом месте, говорит г-н Сквайрс.

Исследователи предполагают, что вода вымыла кальций из вулканических пород. Этот металл в сочетании с серой, присутствовавшей либо в горных породах, либо в вулканическом газе, образовал сульфат кальция, который осел в подземном разломе и впоследствии естественным образом вышел на поверхность.

Залежи гипса и прежде замечались на Марсе, в том числе в виде огромных дюн из мелких частиц. Однако впервые минерал встретился непосредственно в месте его формирования: это даст дополнительную информацию специалистам.

Важным моментом является и то, что здешний гипс, в отличие от прежних находок «Оппортьюнити», был произведён при пониженной кислотности. Нейтральная среда, наличие воды и тепла (о гидротермальной активности в этом регионе свидетельствовало сентябрьское открытие марсохода) — на Земле такие условия считаются раем для микроорганизмов. Сейчас, правда, местность погребена под многокилометровой толщей осадочных отложений. Это значительно уменьшает шансы на то, что какие-либо формы жизни существуют до сих пор, но такая вероятность сохраняется.

По материалам: science.compulenta.ru