Почему за границей жить хорошо и к чему стремиться Украине

Экскурсовод Мария Ризановская показывает макет Собора святой Элизабет во Вроцлаве, оборудованный табличками для слепых. В Польше такие есть возле каждой достопримечательности.

Над этим, совершив путешествие общей сложностью в 5422 км, задумалась корреспондент «Донбасса». О том, что хорошо там, где нас нет, говорят часто. А вот чем конкретно отличаются развитые страны Европы от нашей родины?

Польша

Человеческий комфорт - даже для животных

Весомое различие, которое ощущаешь (физически) после пересечения границы, - это, конечно же, качество дорог. Ямы и кочки остались за кордоном. Как и бесконечный бурьян, свалки и неухоженные поля вдоль трассы. А вот дорожных знаков стало значительно больше. Они встречаются гораздо чаще, чем у нас, и сами по себе - больше и ярче. Не в пример нашим и предупреждения о ремонтных работах, - это не просто выставленные где попало конусы, которые можно заметить, только подъехав близко. Красный световой сигнал заранее сообщает водителю о ремонте.

Ухоженные домики даже в безлюдных степных зонах практически не огорожены заборами, в крайнем случае - низкой прозрачной сеткой или изгородью из кустов. Несмотря на отдаленность их жителей от мегаполисов, власти всё же заботятся об удобстве соотечественников, устанавливая вдоль приближенных к дороге поселений  шумонепроницаемые прозрачные заборы. Предусмотрели и другое: чтобы мелкие птички не врезались в такие ограды, на них наклеивают черные отпугивающие силуэты больших птиц. Позаботились и о животных, обитающих в лесах и на полях. Чтобы те не гибли на автобанах, для них выстроены специальные надземные переходы, засаженные растениями и приближенные к природной среде. Звери даже не понимают, что переходят дорогу. А для мелких зверьков вырыты аналогичные подземные ходы. Такие же меры используются и в Германии.

Мое восхищение достигло предела во Вроцлаве. Здесь возле каждого исторического здания мэрия выставляет макет, чтобы туристам не приходилось задирать головы. Рядом прикреплены таблички со шрифтом Брайля - так слепые могут прочитать всю информацию об объекте и пощупать его. У нас-то и звуковые светофоры не везде есть...

Германия

Нюрнбергский прогресс

Нюрнберг оказался тем местом, в котором захотелось остаться жить. В отличие от большинства туристических мест, нас не стали предупреждать, чтобы мы держали сумки как можно крепче. И неудивительно, ведь город входит в пятерку самых безопасных в мире. Уровень преступности настолько низок, что местные жители даже не задумываются об этом.

Несмотря на историческую ценность, немцы считают Нюрнберг провинцией, но при этом его благоустроенности могут позавидовать некоторые столицы. Например, в центре почти полностью ограничено дорожное движение. В наиболее значимых местах установлены датчики, измеряющие загрязненность воздуха, и как только шкала достигает определенного деления, поток машин из этого района направляют по другим дорогам. К удивлению, это не приводит к многочисленным пробкам! Нюрнбержцы не только не имеют ни одного производственного предприятия в черте города, но и отодвинули их как можно дальше от границ.

Почти на каждом доме в центре сидят пластиковые черные вороны... На вопрос о том, что они тут делают, гид объясняет:

- Раньше у нас было много голубей, а когда ученые начали говорить, что они переносят инфекцию, горсовет принял решение посадить отпугивающих птиц в местах, где их больше всего. Уже через полтора года почти все они исчезли.

Не только в Германии, но и во всей Европе много свободно разъезжающих на колясках, без сопровождения, инвалидов. Пандусы, специально оборудованные туалеты, даже на маленьких заправках, приспособленный транспорт... Все то, об отсутствии чего трубят отечественные СМИ уже много лет, там давно стало нормой.

Ворона, отпугивающая голубей, на одном из самых старых домов Нюрнберга.

Ворона, отпугивающая голубей, на одном из самых старых домов Нюрнберга.

Франция

Энергия ветра и собственных ног

Из-за узких дорог и небольших парковок по городу курсируют исключительно маленькие, почти игрушечные, авто. Причем все до единого с вмятинами, царапинами и «покалеченными» зеркалами - парковочные места в дефиците. Тем не менее, на тротуарах никто не паркуется, и по очень простой причине - они огорожены столбиками.

В последнее время всё большей популярностью пользуются миниатюрные электромобили. Электрическую энергию, как и большинство развитых стран, Франция получает из ветра. Один ветряк стоит миллион евро, но правительство готово тратить такие средства для большей экологичности, при этом учитывая, что энергия ветра повсеместно доступна и неисчерпаема.

Спокойный и уравновешенный днем, Английский бульвар в Ницце к вечеру превращается в настоящую трассу для марафонцев и велосипедистов. Здоровый образ жизни настолько популярен, что от бегунов не остается места обычным пешеходам. Велосипедные дорожки, естественно, обозначены, и занимать их нельзя. А если нужно пересечь - есть нанесенные пешеходные переходы.

Во Франции огромной популярностью пользуются компактные и экологичные электромобили.

Во Франции огромной популярностью пользуются компактные и экологичные электромобили.

 

Испания

Барселонцы похожи на дончан

Как и французы, большими любителями спорта оказались испанцы. На побережье Коста-Брава, в небольшом городке Льорет-де-Мар, для этого созданы все условия. Кроме набережной, по которой, как и в Ницце, постоянно кто-то бежит, посреди сквера сделана насыпь красного песка. По наивности я сначала подумала, что просто не захотели асфальтировать. Ан нет... Оказалось, это спортивное поле для игры в бочче, на которое каждый может бесплатно прийти со своим мячом. Для европейцев это досуг, подобный нашему дворовому домино.

Тем, что каждое утро тут начинается с поливания улиц из машин, нас не удивить. А вот чтобы плитку на набережной вычищали с помощью сильной струи пара, а рассыпавшийся на пляжных помостах песок собирали специальным пылесосом - действительно необычно.

Как ни странно, но наши два народа оказались чем-то похожи. Буквально за два дня до нашего приезда в Барселону в ней прошли массовые протесты. Жители Каталонии требовали отделения от Испании, заявляя, что их регион вкладывает в бюджет большие средства и не получает отдачи. Самые ярые «сепаратисты» вывесили на своих балконах каталонские флаги. Подобные разногласия, по словам испанцев, обычное дело - разные части страны никак не могут примириться.

Но в то же время жители Барселоны доверяют местной власти. Жилые дома, стоящие напротив Храма Святого Семейства, уже несколько лет планируют снести - по проекту на их месте должны появиться два парка. На вопрос, не протестуют ли жители, я получила неожиданный для себя ответ: оказывается, им это даже в голову не приходит. Жильцам обещаны новые квартиры, и сомнений в том, что их действительно дадут, ни у кого не возникает. Представить страшно, что творилось бы из-за этого у нас.

Объезжая город во время автобусной экскурсии, мы вдруг остановились. «Авария, наверное», - по привычке предположили украинские туристы. На что гид только усмехнулась, заверив: люди здесь настолько законопослушны на дорогах, что если вдруг и случится ДТП, то оно обязательно попадет во все выпуски новостей. Видимо, аттракцион с «подрезанием», обгонами и ездой по «встречке» веселит только наших водителей. Наблюдать аварии в Донецке приходится чуть ли не каждый день.

Австрия

Муниципальные автобусы - круче, чем «Интерсити»!

Не желая проводить вечер в отеле, мы самостоятельно отправились гулять по вечернему Зальцбургу. И обнаружили в одном из самых отдаленных районов поминутное расписание автобусов, разделенное на будние дни, субботу и воскресенье. Если вам приходилось ездить на хваленом поезде «Интерсити», вы без труда представите себе зальц­бургский автобус. Двери в нем открываются от легкого прикосновения к сенсорному участку. Если нужно завезти коляску с ребенком или въехать инвалиду, нажимается кнопка чуть ниже, и сразу выдвигается пандус. В билетах, которые выдает водитель, обозначено время посадки, время в пути до конечной остановки, название остановки, дата.

В центре города всё оказалось еще более цивилизованно. На каждой остановке висят не только расписания, но и карты маршрутов. И (о чудо!) специальные электронные табло отображают не только номер транспорта, но и отсчитывают, сколько минут осталось до прибытия. Вы не поверите, но именно в тот момент, когда они показывают ноль, - перед вами появляется указанный автобус. К слову, едет он гораздо быстрее, чем наши муниципальные.

К большому сожалению, пообщаться с местным населением удалось только в Зальцбурге и то из-за того, что заблудились. Как оказалось - народ они приветливый и отзывчивый. Охотно подсказывали дорогу, расспрашивали о том, откуда приехали, а одна супружеская пара даже подвезла до отеля, чтобы украинские туристы не мокли под дождем.

Догоним ли мы Европу в своем развитии, вопрос открытый. Но посмотрев и сравнив, можно хотя бы понять, к чему стремиться.


Марина Самара. Фото автора.