Социальная помощь требует реформ

Ориентация на конкретного украинца, который нуждается в социальной помощи - на это направлены меры, которые воплощает в жизнь правительство. Сообщив об этом на всеукраинском семинаре для СМИ, министр труда и социальной политики Украины Людмила Денисова, подчеркнула, что в этой работе ее ведомство опирается на лучший мировой опыт.

Кто реально получает субсидии

В нынешнем году приняты нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми увеличены с 50 до 75 процентов размера прожиточного минимума выплаты помощи по уходу за ребенком до трех лет. Прекращена практика предоставления государственной социальной помощи в случаях, когда трудоспособный член семьи не работает и не находится на учете центра занятости, а также не учится. Кроме того, организации и предприятия, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, будут информировать органы труда и социальной защиты о неуплате коммунальных услуг семьями, которые получают денежные субсидии.

Екатерина Петрина, старший специалист по вопросам социальной политики Всемирного банка считает, что Украина тратит достаточно денег, чтобы помогать малообеспеченным: 21 процент ВВП. Те же Россия и Беларусь, прибалтийские страны расходуют меньше.

Проблема Украины в том, что национальная экономика не может обеспечить социальные выплаты на уровне развитых европейских государств. В то же время 34 процента бюджета всех расходов на соцпомощь получили в 2007 году лишь 20 процентов самых бедных людей, тогда как в других странах этот процент достигает 60. Субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, по мнению Екатерины, получают не только те, кто действительно в них нуждается. Последние составили лишь… два процента, тогда как люди со средним уровнем достатка — от 10 до 12, а очень богатые украинцы - 16! Почему это происходит?

Как известно, льготы предоставляются не только беднейшим, но и тем, кто имеет значительные заслуги перед Родиной, а также - работающим на ряде должностей. Но если ветераны ВОВ действительно заслужили социальной защиты, то профессиональные льготы вполне можно перераспределить в пользу малообеспеченных.

Прием по новой системе

Комбинированный метод оценки доходов действует с 2006 года в пяти районах Украины. Суть его в следующем. То, что человек декларирует, проверяют с помощью целенаправленных перекрестных проверок, а вот неформальний доход оценивается по модели предвидения дохода заявителя. Социальным инспекторам рекомендуется также определять степень вероятности того, правдивая подается информаця или нет, и концентрировать свое внимание на тех, кто скрывает сведения.

Коме того, в местных органах социальной защиты внедрена единая технология приема граждан, которые обращаются по поводу назначения всех видов социальной помощи по единой форме заявления, на основании единого пакета документов. По словам старшего научного сотрудника Киевского экономического института Анны Вахитовой, нововведения положительно повлияли на работу местных органов соцзащиты, о чем свидетельствуют данные социологического исследования, проведеного в «пилотных» районах. В частности, большинство опрошенных специалистов отметили улучшение условий труда и значительное снижение конфликтных ситуаций с посетителями. По новой системе на получение помощи тратится на 5-6 дней меньше. Предполагается также, что с использованием комбинированного метода оценки претендующих на льготы уменьшится с 12,5 млн. до 5,6 млн. человек. Высвободившиеся в результате этого средства позволят увеличить размеры социальной помощи малоимущим.

- Часто человек получает только один вид социальной помощи, не зная о других положенных ему льготах, - сказала консультант Проекта Таисия Булак. - При единой форме обслуживания специалист службы соцзащиты будет ответственен (вплоть до увольнения с занимаемой должности) за то, чтобы обратившийся получал все виды предусмотренной в его случае помощи.


Ирина РОЗАНОВА.
Читайте также: