Черное море рискует превратиться в мертвое. Химическое оружие травит ЮБК!

Черное море рискует превратиться в мертвое. Химическое оружие травит ЮБК!

Химическое оружие на дне Черного моря может полностью сорвать курортный сезон в Крыму. Затопленные во время войны бочки с люизитом, ипритом, зарином и заманом могут дать течь в любую минуту.

Как передает «Новый канал», 1 200 металлических бочек с боевыми отравляющими веществами лежат вдоль всего побережья Крыма. Их спешно затопили еще в 1941 году перед наступлением фашистских войск. Содержимого одной емкости хватит для уничтожения всего живого в радиусе 40 километров.

По заказу Минэкологии Украины экологическое предприятие «Ситалл» установило местонахождение 500 бочек и определило 11 районов затопления. В 2010 году закончились гарантийные сроки сохранения целостности контейнеров.

«Теоретически возможно, что в 2011 году возможны разломы этих контейнеров», – считает директор «Ситалла» Геннадий Рубцов.

О том, что бочки дали течь, свидетельствуют закрытые исследования харьковской научной лаборатории «Военконвеер 43». Возле визитной карточки Крыма – «Ласточкиного гнезда», где затоплены 24 бочки, содержание мышьяка в воде превышает норму в более чем в 100 раз. Это значит, что иприт и люизит, скорее всего, просочились в морскую воду.

Тем временем власти Крыма очень хорошо информированы о данной проблеме. На момент проведения исследований премьер-министр автономии Василий Джарты возглавлял Министерство охраны окружающей природной среды, а его заместитель Георгий Псарев был главным экологическим инспектором страны. Выход из ситуации нашли довольно простой – на все исследования ученых наложен гриф «совершенно секретно», а результаты исследований «Ситалла» в интервью журналистам отрицают.

«Я пока не вижу большой проблемы, и что говорил «Ситалл», у меня таких сведений нет, – заявил каналу вице-премьер Псарев. – Я не верю в те данные, которые вы говорите, харьковского института».

В МЧС о химической угрозе знают. Директор Департамента гражданской защиты МЧС Василий Квашук подтвердил, что проблема действительно существует.

«Я бы не хотел об этом говорить на телевидении и нагонять страх на жителей города Севастополь и Автономной Республики Крым. Проблема действительно есть, мы знаем, где находятся эти емкости», – заверил Квашук.

Помимо того, что местонахождение 700 бочек на дне Черного моря еще предстоит установить, в Азовском море неизвестно где лежат 360 контейнеров с зарином и заманом, затопленных по приказу Хрущева в 1956 году. По данным «Ситалла», эти емкости уже покрылись толстым слоем ила. Но из-за небольших глубин Азова их негативное воздействие на окружающую среду очень велико.

Приступать к утилизации бочек с химическим оружием в этом году не планируется, поскольку в бюджете на эти цели средства не предусмотрены.

Напомним, по данным Счетной палаты Украины за 10 лет по государственным программам обезвреживания взрывоопасных предметов вдоль побережья Севастополя и Керчи МЧС получило из государственной казны 55 миллионов гривен. Однако запланированные мероприятия выполнены лишь на треть, и крымское побережье Черного моря остается усеянным боеприпасами и остатками затопленного химического оружия времен Великой Отечественной войны. Контейнеры, авиационные бомбы и артиллерийские снаряды с течением времени начали разрушаться, что создало потенциальную угрозу потери рекреационного комплекса полуострова.

«Более 10 лет Министерство по чрезвычайным ситуациям фактически демонстрирует равнодушие к проблемам экологии и пренебрежительное отношение к людям – и тем, которые живут в Крыму, и тем, которые приезжают туда на отдых. За столько времени и за те миллионы гривен, которые направлены из бюджета, уже давно должны были очистить черноморское дно от опасного «наследия» войны! – заявил глава Счетной палаты Валентин Симоненко. – Но с таким отношением к экологии нашей рекреационной жемчужины Черное море рискует превратиться в мертвое море, если МЧС вместе с местной властью не начнут ответственно решать проблему».

При существующих методах работы МЧС по нейтрализации боевых предметов на разоружение одного судна уйдет минимум 25 лет. Специалисты предлагают ускорить утилизацию либо путем перемещения боеприпасов в современные облегченные контейнеры с гарантией герметичности 700 лет, либо использовать специальные генераторы, с помощью которых на молекулярном уровне можно нейтрализовать боевые яды. Но на финансирование этих работ государство не выделяет средства.


По материалам: www.nr2.ru
Читайте также: