Профессия - милосердие

Татьяна РОМАНЮТА помогает Антонине Яковлевне заполнить бланк.

8 июня 1701 года Пётр I подписал указ «Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых». Согласно царскому указу «для десяти человек больных в богадельне должен быть один здоровый, который бы за ними ходил и всякое им вспоможение чинил». Этот документ положил начало нашей системе социальной защиты, но профессия социального работника в современном виде появилась значительно позже - в 1990-е годы. В реестр профессий соцработники попали в конце 90-х годов. 13 апреля 1999 года президентом Украины Леонидом Кучмой был подписан Указ «О дне работника социальной сферы». 150 тысяч наших соотечественников, которые сегодня трудятся на этой ниве, отмечают свой профессиональный праздник ежегодно в первое воскресенье ноября.

Особые отношения

Более чем за три века количество подопечных на «одного здорового» изменилось, разве что, в большую сторону. В Мариуполе сегодня на одного социального рабочего (правильное название должности звучит именно так) приходится 12-13 человек.

Вместе с Татьяной Романюта, социальным рабочим Жовтневого района, мы поднимаемся по ступенькам подъезда. И если дверь в подъезд женщина открыла своим ключом, то возле 70-й квартиры она останавливается и давит на звонок. «От квартиры тоже есть ключ?» - успеваю спросить её, пока за дверью слышатся медленные шаги. Она отрицательно качает головой: «Нет, от квартир я ключей не беру. Потом объясню…».

В этот момент дверь открывается и нас встречает 84-летняя Антонина Яковлевна, одна из подопечных Татьяны Петровны. Старушка не скрывает своей радости. Увидев гостей, словоохотливо рассказывает, какая замечательная у них соцработник: и поможет, и приготовит, и поддержит словом. «Таня - одна моя спасительница, - говорит Антонина Яковлевна. -  Жду её всегда с нетерпением. Жду, как праздника, этих дней - понедельника и четверга - когда Таня приходит. И поможет она, и радость в дом принесёт».

Пока хозяйка квартиры рассказывает о «спасительнице», Татьяна проворно выкладывает из сумки продукты, убирая молоко и масло в холодильник, хлеб - в хлебницу. Затем обе женщины садятся за стол и приступают к заполнению квитанций. Вернее, заполняет Татьяна, объясняя при этом подопечной, в какой квитанции какая сумма указана. Антонина Яковлевна же старательно разливает по кружкам чай, чтобы гости немного согрелись, «выпив горяченького».

Отношения между соцработниками и их подопечными трудно назвать производственными. Для одиноких стариков соцработник становится близким человеком, единственным, с кем можно поговорить по душам, поделиться наболевшим, пожаловаться на здоровье, посоветоваться «о политике». Некоторые из подопечных Татьяны Петровны годами не выходят на улицу. Соцработники для таких, как они, подчас единственные люди, которых они видят.

В свою очередь и для социальных работников их подопечные - не просто чужие люди, которым надо помогать по долгу службы. «Привыкаешь к ним, к некоторым прикипаешь душой, и когда они уходят, делается очень больно», - рассказывает Татьяна.

Когда мы покидаем квартиру Антонины Яковлевны, Романюта объясняет, почему никогда не берёт ключей от квартир подопечных. «У меня была женщина пожилая, почти лежачая. Я всегда открывала дверь своим ключом. Открывала и окликала её от двери, она отзывалась. А однажды вхожу в квартиру, окликаю, в ответ - тишина. Прохожу в комнату, а она умерла. Очень жутко было. С тех пор прошу своих старичков, чтобы они сами открывали мне дверь. Пусть очень медленно, пусть долго, это ничего, я подожду…»

Нужна душевная стойкость

Придирки и раздражения со стороны клиентов - удел социального работника. Особенно сложно обстоит дело с продуктами. Всегда трудно сделать выбор за другого человека. Тем более за пожилого, тем более за того, чьи «вредность» и раздражительность усилились с возрастом. «Есть очень капризные бабушки, - сетует Татьяна Петровна. - Купишь, принесёшь полную сумку, а вместо «спасибо» слышишь, что «не то», что «дорогое».

Ещё труднее покупать лекарства. В аптеках сейчас полки полупустые. «Иногда, чтобы найти нужное лекарство все аптеки в округе обойти приходится. Бывает, что всё равно не найдёшь то, что нужно. Предлагают другие препараты, но без согласия бабушки, покупать нельзя. Хорошо, если есть телефон, тогда можно позвонить и посоветоваться, а если нет, приходится возвращаться к бабушке, узнавать у неё, согласна ли она на замену. И, если согласна, тогда опять идти в аптеку и брать», - рассказывает Татьяна.

Впрочем, раздражительные придирки несчастных стариков - не единственный негатив, который «перепадает» соцработникам. Не много радости «сёстрам милосердия» доставляет и процесс оплаты коммунальных услуг.

Как пояснила Анна Камарали, имеется официальное распоряжение о том, что социальных рабочих при оплате коммунальных платежей надо пропускать без очереди. Даже в почтах и сберкассах вывешены объявления, что таковые обслуживаются вне очереди.

На деле же им всё равно приходится выстаивать длинные очереди. «Коммуналку оплачивать - стоим в очереди, - объясняет Романюта. - Положено нас принимать без очереди, но у нас люди такие, что вслед выслушаешь много всего. И я стараюсь выбрать время, когда меньше людей и оплатить сразу несколько адресов. Если бы на самом деле можно было без очереди, то я бы по одному платила. Но каждому выстаивать - по часу, по два в очереди - это нереально».

Эти люди работают «от души»

Малопродуктивным является еще один «жест доброй воли» по отношению к соцработникам - разрешение на бесплатный проезд в горэлектротранспорте с 8 до 17 часов по будним дням. Во-первых, далеко не всегда соцработник «укладывается» в рабочее время. Нередко обстоятельства складываются так, что приходится работать и вечером, и по выходным дням. К примеру, если подопечный лежит в стационаре, то его надо проведывать, привозить продукты, лекарства. К тому же троллейбусы и трамваи редко ходят. А если на улице холодно или надо спешить, то приходится ехать на маршрутке. «Садимся в маршрутку и платим свои деньги. А что поделаешь?», - вздыхает Татьяна.

Кстати, оплата труда социальных работников оставляет желать лучшего, вернее, большего. «Зарплата у наших сотрудников минимальная - 1240 гривен, - поясняет Анна Камарали. - Очень надеемся, что наше правительство поймёт, что людям, делающим такое благородное и нужное дело, надо, всё-таки, платить больше. Они работают именно от души и часто для одиноких стариков становятся родными детьми, которых те не имеют. По сути дела, если бы к этим старичкам не приходили вот такие люди, то их жизнь стала бы очень серой и безрадостной».


Марина ЛИТВИНОВА
Читайте также: