Прорыв или мины: чего МВФ хочет от Украины?

Прорыв или мины: чего МВФ хочет от Украины?

После того, как Международный валютный фонд предоставил Украине один миллиард, на сайте МВФ был опубликован меморандум о сотрудничестве с нашей страной. В нём прописаны конкретные шаги, необходимые для получения Украиной очередного транша. Ряд пунктов уже вызвал настоящую истерику у некоторых политиков, уверяющих, что МВФ заложил мины под экономическую и социальную жизнь Украины. Другие же поясняют - без кардинальных изменений, без ряда реформ (в том числе, весьма болезненных), государство не сможет сделать того рывка, который поможет окончательно порвать с «совковым» менталитетом и громадьем коррупционных схем. Чего же хотят закордонные банкиры?

 

НАБУ - больше полномочий

К концу ноября 2016 года Национальное антикоррупционное бюро должно получить право самостоятельно проводить прослушку, осуществлять следственные действия под прикрытием и перехватывать электронные сообщения (сейчас НАБУ ведёт прослушку с помощью оперативно-технических средств СБУ).

Также НАБУ обязано ежеквартально публиковать статистику расследуемых дел по высокопоставленным чиновникам, а Украина обязуется создать антикоррупционный суд и к концу ноября текущего года принять закон об учреждении бизнес-омбудсмена, независимом лице, защищающем права предпринимателей.

 

Налоговую милицию - ликвидировать

Вместо налоговой милиции при Минфине всё до того же ноября должны сформировать новую гражданскую службу, которая станет расследовать финансовые и экономические преступления против государства.

До конца октября важно принять соответствующие законодательные изменения, которые предоставят Государственной фискальной службе право использовать косвенные методы оценки, чтобы выяснить правильность обязательств каждого налогоплательщика по налогам и социальному страхованию. То есть - доходы смогут определять, исходя из расходов налогоплательщика (такая практика применяется во многих странах).

Учитывая, что сокращение численности ГФС практически завершено, рекомендуется повысить налоговикам зарплату до уровня зарплат в патрульной полиции.

 

Электронный привет чиновникам

Все высокопоставленные должностные лица обязаны подать электронные декларации о доходах и активах за 2015 год в течение 60 дней с момента запуска системы электронного декларирования.

Учитывая, что в полном объёме система е-декларирования заработала 1 сентября, чиновники должны внести свои декларации до конца октября. Причём те, кто подал декларацию, пока система работала в тестовом режиме (с 15 августа по 1 сентября), должны её переподать.

Пока всё это идёт с огромным скрипом... Директор НАБУ Артём Сытник заявил, что видит большой риск для всего процесса е-декларирования из-за различия формы декларации, утверждённой Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), и заполненной декларантом.

«Я неоднократно обращал внимание председателя и других членов НАПК на эту проблему, что ими была утверждена и опубликована в официальных изданиях форма декларации, и именно эта форма является предметом преступления, предусмотренного законом. Если форма, которая заполнена, отличается от формы, которая опубликована в официальных документах, то эта декларация не может быть предметом преступления. Если она отличается хотя бы какой-то строчкой, столбиком - это формальная причина говорить, что это не та декларация, которая утверждена, соответственно она не может быть предметом преступления, - сказал Сытник. - Проблема может решаться двумя путями: или будет новое решение об утверждение формы, которая есть, или - приведение в соответствие техническим путём».

Ранее сообщалось, что у чиновников возникают вопросы по заполнению электронных деклараций. Жалуются даже министры... Дошло до того, что во вторник премьер-министр Владимир Гройсман призвал НАПК сделать удобным интерфейс е-деклараций.

В НАПК же заявляли, что форма е-декларации модифицируется, но она соответствует требованиям закона о предотвращении коррупции.

 

Уход от системы коек

До начала 2017-го от Верховной Рады требуют принять пакет законов о реформе здравоохранения, направленных на децентрализацию, повышение управленческой автономии для клиник, а также переход от финансирования на основе числа больничных коек на финансирование оказанных медицинских услуг.

В сентябре Кабмин уже отменил советский приказ о койко-местах, в соответствии с количеством которых выделялись средства на больницы. Теперь медучреждения должны определять финансирование самостоятельно, в зависимости от реальной загруженности.

Предполагается, что такая система позволит больницам тратить средства, которые раньше были «привязаны» к содержанию койко-мест (зачастую пустовавших) на медикаменты, оборудование и другие насущные потребности.

 

Монетизация субсидий

До конца марта 2017 года Украина обязалась монетизировать жилищные субсидии и льготы, которые стали коррупционной кормушкой для многих чиновников и бизнесменов-монополистов.

Предполагается, что таким образом частные газовые трейдеры смогут конкурировать с «Нафтогазом» в поставках газа населению, будут созданы стимулы для энергосбережения.

В Минэнерго раньше предлагали следующий механизм монетизации: общую сумму субсидии перечисляют на карточку «Ощадбанка», которой можно рассчитываться только за тепло и другие коммунальные услуги. Под конец отопительного сезона деньги, которые остались на карточке, человек сможет снять наличными и использовать на своё усмотрение. Как всё будет на самом деле - пока не ясно.

 

Пенсионная реформа

Пожалуй, наиболее болезненная часть меморандума, где прописано, что пенсионная реформа является «краеугольным камнем» программы структурных изменений.

В рамках реформы Украина должна:

- снизить возможность для раннего выхода на пенсию;

- ужесточить критерии получения минимальной пенсии;

- собрать воедино пенсионное законодательство (на данный момент имеется два десятка разных законов);

- обеспечить единый принцип пенсионного обеспечения без привилегий для любой профессии (за исключением военных);

- расширить базу плательщиков социальных взносов;

- обеспечить справедливый пенсионный налог;

- поощрять декларирование реальных доходов, улучшив выгоду в зависимости от вклада.

Глава Кабмина Владимир Гройсман подчёркивает: «Мы имеем сегодня более 150 миллиардов гривен дефицита в Пенсионном фонде. На следующий год он будет большим. В МВФ говорят: «Вы должны сбалансировать этот дефицит определёнными мерами. Давайте думать, какие это будут меры, если вы хотите быть эффективными»... Любые пенсионные решения принимает Верховная Рада... Если кто-то скажет, что пенсионная система в Украине является совершенной, я категорически с этим не соглашусь».

Вице-премьер Павел Розенко уверяет: «Наша позиция абсолютно чёткая и принципиальная: сегодня мы не пойдём на повышение пенсионного возраста для наших сограждан. Этот вопрос можно будет рассматривать только в перспективе - после того, когда мы повысим уровень и качество жизни украинцев, а самое главное, резко увеличится продолжительность жизни в нашей стране».

По мнению ректора Международного института бизнеса Александра Савченко, чтобы получать достойную пенсию, украинцы должны идти на отдых с 65 лет.

«Особый резонанс среди политиков-популистов вызвали довольно мягкие рекомендации МВФ об унификации всех пенсионных систем, корректировке пенсионного возраста, а также сокращения условий, дающих основания для выхода на пенсию до 60 лет мужчинам и до 58 лет - женщинам. Поддерживая эти рекомендации, замечу, что они слишком мягкие и не решают глобальную проблему занятости в Украине, когда один работающий содержит уже даже более, чем одного пенсионера, тогда как в большинстве стран ЕС один пенсионер содержится приблизительно тремя работающими! Поэтому надо всегда говорить людям правду: хотите такие же пенсии, как в Европе, тогда и работать надо больше - минимум до 65 лет без всяких исключений», - пишет эксперт в статье для ZN.UA.

 

Мифы меморандума

Аналитик Олеся Яхно-Белковская прокомментировала некоторые пункты меморандума Украины и МВФ, на которых спекулируют отечественные политики-популисты, вовсю крича: «Зрада!»

Продажа стратегических предприятий. В меморандуме речь идёт о приватизации тех предприятий, которые Фонд госимущества и так планирует выставить на приватизацию, главная задача приватизации - найти реального стратегического инвестора, который запустит производство. Обязательств относительно каких-то новых предприятий в меморандуме нет.

Распродажа земли, как самоцель. Речь идёт о необходимости земельной реформы. Верховная Рада, как мы знаем, в очередной раз продлила мораторий на продажу земель сельхозназначения ещё на год. Мораторий в случае Украины - это, по сути, синоним отсутствия земельного рынка как такового. Если я не ошибаюсь, Украина уже 14 лет подряд продлевает мораторий. Но именно за это время у нас появилось такое понятие, как «земельные олигархи», а около миллиона людей, которые имели земельные паи, за это время умерли, так и не воспользовавшись ими, и большая часть этих паёв так и не переоформлена.

Ликвидация упрощённой системы. В меморандуме МВФ, действительно, указывает, что в упрощённой системе налогообложения есть определённые пробелы. Однако, во-первых, о ликвидации системы нигде не говорится, речь идёт о необходимости её реформирования. А, во-вторых, правительство презентовало новый Налоговый кодекс, где не предусмотрены никакие изменения в упрощённой системе налогообложения.

 

Стас ДОЛГОВ.


Читайте также: