Защитники Украины: Воздушные разведчики, боевой «Батя» и женщина-снайпер

6 декабря в нашей измученной войной стране отмечали День Вооружённых сил Украины. Тех самых сил, в рядах которых, согласно официальным данным Минобороны, в 1993 году служили 455 тысяч человек. В начале 2000-х в рядах ВСУ осталось 400 тысяч. А потом пошли резкие сокращения, доведя количество защитников до минимальных 168 201 в предвоенном 2013-м. Вот уже три года как ВСУ насчитывают 250 тысяч человек. Многие из них прошли закалку в зоне АТО. Многие и сейчас там. Зарисовки о некоторых из них и от некоторых из них «Донбасс» предлагает вашему вниманию.

 

О «птичках»


 

В гибридной войне, которая обрушилась на Донбасс, важнейшую роль играет аэроразведка. Беспилотные «птички» помогают выявлять позиции противника, его передвижение, совершают рейды над оккупированными городами, разбрасывая проукраинские листовки.

На прошлой неделе состоялась встреча министра обороны Украины Степана Полторака с руководителем Центра поддержки аэроразведки Марией Берлинской, волонтёром Инной Шевчук и полковником Маратом Утюшевым. Говорили, в частности, об организации, обеспечения подразделений ВСУ беспилотными летательными комплексами, о подготовке специалистов и дальнейшего развития данного направления.

«Опыт, приобретённый ими во время боевых действий на Востоке страны, является бесценным, и мы не имеем права его терять», - подчеркнул министр обороны. И отметил, что в следующем году планируется увеличить финансирование на закупку, содержание и обслуживание БПЛА, подготовку специалистов, создание соответствующих подразделений в боевых частях ВСУ.

«Аэроразведка - это своего рода магия. Управлять «глазом» и видеть то, что тебе нужно, - порой до мельчайших деталей - ювелирное мастерство, которое завораживает и затягивает. И спасает жизни», - отмечает Фонд «Повернись живим» («Вернись живым»), который снабжает ВСУ и беспилотниками, и тепловизорами, и другими средствами, помогающими сражаться с оккупантами.

Главным врагом «птичек» является радиоэлектронная борьба (РЭБ), в ходе которой осуществляется воздействие радиоизлучениями (радиопомехами) на радиоэлектронные средства систем управления, связи и разведки противника. Для оккупантов, понятное дело, противником являемся мы…

«Самое страшное, когда пропадает связь, и ты в этот момент уже знаешь, что «беспилот» или сбили, или заглушили», - делится разведчик, «хозяин» одной из «птичек», подаренных Фондом «Вернись живым».

Боец рассказывает о тонкостях профессии на побережье Азовского моря: «К моменту, когда я оказался здесь, когда нашему батальону подарили этот «Фантом», я много летал в Попасной. Там у нас никогда не было проблем с РЭБ. Обстрелы не так страшны - при большой скорости и высоте 200 метров мало кто попадёт. Лишь один раз зацепили мой «Фантом», когда у меня пропала связь над опорником. Высота была 170 метров, попали в лопасть. Мы успешно вернулись домой, хотя и не очень удачно сели: в двух метрах от меня БПЛА встрял в землю. К счастью, пострадал не сильно».

На юге Донетчины не обошлось без потерь. Чтобы вернуть ценных «птичек» приходится серьёзно рисковать.

«Когда БПЛА у меня впервые упал, мы полезли за ним. На руку нам был сильный дождь. Благодаря трекеру (система контроля - прим. ред.), мы знали точные координаты нашей «птички». Вышли группой, быстренько забрали и быстренько вернулись. Это была не наша территория... У них высота, мы - в чистом поле... Без дождя эту операцию провернуть не удалось бы».

 

«Сара Конор» воюет на Донбассе


 

Женщина-снайпер с позывным «Сара Конор» (так звали героиню из фильмов о Терминаторе) начинала как доброволец, а сейчас служит в 58-й отдельной механизированной бригаде (в 2016-м та прикрывала 30 км фронта в районе Авдеевской промзоны и Верхнеторецкого, а с июля 2017-го держит позиции на Светлодарской дуге).

«До войны я была архитектором, но в 2014 году, как и многие добровольцы, пошла на фронт, потому что не могла по-другому, - рассказывает она. - Во время двухнедельных курсов освоила кое-какое оружие, тактику боя, тактическую медицину… Результаты стрельбы из винтовки оказались довольно неплохие… У «Днепр-1» был свой отряд, который официально не стал милиционерами. И мы выполняли боевые задачи вместе с ними в посёлке Пески - вплоть до вывода батальона из того района».

Полгода после этого она пыталась усидеть дома, вернуться в профессию. Не вышло…

«Я не могу просто читать о потерях, ежедневных обстрелах, о том, что украинцы погибают на этой войне», - поясняет женщина-воин своё решение подписать контракт с ВСУ.

Признаётся: ей нелегко даётся длительное ожидание, наблюдение, неподвижность, являющиеся составными снайперского дела. «Но это, конечно, окупается», - уверяет она.

По словам «Сары Конор», снайперы стараются избегать прямой встречи с «коллегами» с  противоборствующей стороны (такие дуэли очень любят показывать киношники).

«За неделю на фронте можно прожить целую жизнь, - уверяет она. - Очень горжусь, что являюсь частичкой новых Вооружённых сил Украины. С оптимизмом смотрю в будущее».

Она мечтает построить свой дом и создать семью. Но только после Победы.

 

Отбивал терриконы и бился у «промки»

 

Кавалер ордена Богдана Хмельницкого III степени лейтенант Руслан Сулименко служит в армии вот уже 17 лет. В том числе - в зоне АТО.

Начинал он связистом, в учебном центре в Павлограде. Служить по контракту старший сержант Сулименко пришёл в 1-ю танковую бригаду. Был командиром отделения. Вскоре, когда началось формирование 5-й отдельной механизированной бригады для участия в миротворческой миссии в составе коалиционных войск под руководством США, Руслан перевёлся в 72-ю отдельную механизированную бригаду (в этом году она получила имя Чёрных Запорожцев). С тех пор и служит там, отмечает пресс-центр штаба АТО.

Более года он был в Ираке. После этого - ещё 13 лет службы в Украине, более трёх из которых - на необъявленной войне, идущей на Донбассе.

Когда началась российско-украинская война, Сулименко уже был главным старшиной бригады. В бой пошёл как командир отделения - командир боевой машины БМП-2. Воевал под Червонопартизанском, откуда после полуторамесячных боёв в окружении в составе батальонно-тактической группы выходил на российскую территорию. Затем - бои у Старобешево, Волновахи, Петровского. Отбитые у противника терриконы - и служба на них.

Впоследствии Руслан принял командование разведывательным взводом, получил первичное офицерское звание. Эта ротация бригады была уже не на приморском, а на донецком направлении. Авдеевская «промка», позиция «Алмаз», Крутая Балка - пришлось повоевать... Весной этого года он был награждён орденом, а в конце лета получил воинское звание «лейтенант» и занял должность заместителя командира разведывательной роты по морально-психологическому обеспечению.

Напомним, что героическая 72 ОМБр, воевавшая на Донбассе с 2014-го, в конце октября текущего года была выведена из зоны АТО в место постоянной дислокации, что в Белой Церкви на Киевщине.

 

Холодное дыхание смерти в горячем бою

 

На передовых позициях вблизи Попасной, что на Луганщине, выполняют задания бойцы 10-й горно-штурмовой бригады. Один из самых опытных здесь - 40-летний воин с позывным «Батя».

Он воевал в Амвросиевке и других горячих точках на Донетчине в составе отдельной механизированной бригады. Впоследствии уволился в запас и вернулся в родную Коломыю. Однако дома не усидел: уже через месяц «Батя» был снова в строю - в горно-штурмовой бригаде, сообщает пресс-группа ОТГ «Луганск».

«С юных лет мечтал об армии. Срочную службу отслужил в морской пехоте. Поэтому и с началом АТО стремился снова стать морским пехотинцем. Однако тогда наши ребята только начали выход из оккупированного российскими войсками Крыма. Стал пехотинцем, - вспоминает воин. - На Донбассе я уже второй раз. После первой командировки чувствовал, что могу учить молодых бойцов. Сердце подсказывало: ты нужен на передовой».

По его словам, особенно памятен день, когда он, будучи командиром сапёрной группы, вместе со своими ребятами отправился на боевое задание вблизи Станицы Луганской. В тот день оккупанты открыли по нашим бойцам миномётный огонь. Завязался бой ...

«Нас обстреливали беспощадно. Каждый почувствовал холодное дыхание смерти. Мы попали во вражескую ловушку, однако выстояли, - делится «Батя». - Применили собственное оружие, нанесли ощутимый урон противнику, вызвали подмогу. Выбраться с опасного участка фронта помогли ребята из «Айдара»…

«Для нас он, как отец, - говорит один из боевых побратимов «Бати», Александр. - Из уважения мы и наградили таким позывным. Когда у кого-то щемит сердце, и болит душа - он утешит, ведь многое познал на своём жизненном пути. Мы как одна семья. И воюем как один кулак».

 

Военным нужны жильё и боеприпасы

Президент Украины Пётр Порошенко заявляет, что украинские Вооружённые силы должны перейти на стандарты НАТО в ближайшее время. Он также отметил, что в этом году ВСУ получили более 600 единиц образцов ракетно-артиллерийского вооружения, свыше 250 единиц приборов ночного видения и других современных образцов вооружения. 

В то же время глава государства признал большое количество проблем в ВСУ: плохие темпы восстановления и модернизации вооружения, обеспечения жильём и боеприпасами, создания учебных центров подготовки специалистов.

Всё это пытаются решать… К примеру, на днях Порошенко заявил, что в течение двух лет в Украине будет построено почти 200 общежитий для украинских военных, которые служат по контракту.

«Я инициировал масштабный проект строительства современных общежитий для контрактников, для того, чтобы переселить 25 тысяч военных из палаток, где они находились и зимой, из заплесневелых советских казарм в современное комфортабельное жильё», - подчеркнул президент. По его словам, в этом году начались подготовительные работы для первой очереди в 91 общежитие. «Строить начнём ранней весной. Во второй половине следующего года планируется строительство ещё 93 домов», - отметил Порошенко.

 

Запад берёт пример с ВСУ

«Многому наши иностранные коллеги уже учатся у нас: и у морских пехотинцев, и у военнослужащих других видов Вооружённых сил. Обучаются тому, чему научила нас сама жизнь, военная жизнь», - подчеркнул недавно президент Украины Пётр Порошенко. И это действительно так…

К примеру, генерал-лейтенант Бен Ходжес, занимающий пост командующего сухопутными войсками США в Европе, заявил: «Мы никогда не сталкивались с российскими войсками, нам никогда не приходилось противодействовать российской радиоэлектронной борьбе. А украинские солдаты имеют этот опыт. Именно поэтому нам есть чему поучиться у украинских солдат, и сотрудничество с Украиной полезно для нас».

По его словам, украинские военные активно используют в зоне АТО оборудование, переданное американской стороной.

«Наши противопушечные радары, позволяющие определить, откуда ведётся обстрел украинских позиций, оказались даже лучше, чем мы думали», - заявил, в частности, Ходжес, добавив, что огонь российских военных уничтожил один из радаров, но другие пока «успешно работают».

Подготовил Андрей ПИТОНОВ.


Читайте также: