Бутерброд для бедных или инструмент выхода страны из демографического кризиса?
Пока народные избранники напряженно размышляют, что бы еще такого хорошего сделать для своего народа в предвыборный год, попытаемся сосредоточиться на вещах более приземленных. Например, не оставляют сомнения о том, выполнит ли бюджет-2018, принятый на текущей неделе в первом чтении, свою основную миссию — стать инструментом стабилизации и развития экономики страны. И второй, связанный с первым вопрос: можно ли будет через бюджетные затраты стабилизировать социальную ситуацию, которая становится все более угрожающей? Сообщает zn.ua.
В многочисленных эфирах и с разновысоких трибун никто не отрицает, что должен же когда-нибудь главный финансовый документ наконец стать инструментом развития страны, а не консервации проблем. И прежде всего — содействовать инвестициям, в том числе в человеческий капитал. Все это понимают, но два с половиной десятилетия этот свой главный капитал наше государство позорно растранжиривает. Мало кто думает о последствиях, и только единицы говорят о них открыто.
В то же время надо не говорить или кричать, а начинать что-то делать: только в течение последних лет несколько миллионов украинцев выехали за границу в поисках достойно оплачиваемой работы и стабильной жизни. В Евросоюзе растет спрос на украинцев как квалифицированный трудовой ресурс. Если за 2012–2015 гг. среди неграждан ЕС количество выданных прав на постоянное проживание (ППП) выросло на 20%, или на 2,6 млн шт., то среди украинцев — в 3,2 раза, до 500 тыс. Украинцы уже входят в топ-5 получателей ППП или гражданства в 10 из 28 стран ЕС. За 2012–2015 гг. наши соотечественники поднялись на первое место в ЕС по выданным ППП, а по гражданству переместились с 21-го на 8-е место (ZN.UA №37 от 14.10.2017 г.).
Скорость этой лавины лишь возрастает. Еще немного — и не остановим. Более трети наших соотечественников, по данным социологической группы "Рейтинг", хотели бы навсегда оставить Родину. Уже сейчас Украина стоит перед серьезной угрозой дальнейшему развитию своей экономики, если количество трудоспособного населения и в дальнейшем будет сокращаться.
На каком пути будем искать спасение — начнем завозить иностранцев из третьих стран, еще беднее нашей? Или все же хватит мудрости начать создавать социальные якоря, которые будут удерживать людей дома, побуждать их искать (и находить!) работу здесь, а не трудиться на чужую экономику?
Одним из важных аргументов в пользу решения остаться жить и работать дома является наличие у семьи собственного жилья. А с этим у нас — большая проблема. По данным исследователей, уровень обеспеченности жильем в Украине втрое ниже, чем этого требуют стандарты ООН. На одного украинца приходится 23,8 кв. м жилья, в Европе эти показатели почти вдвое выше.
Только на квартирной очереди (которая сама по себе является коррупционным рудиментом советского прошлого, но это тема отдельного разговора) находятся свыше 650 тыс. украинцев, и из года в год их количество растет. Остроты проблеме добавили свыше 1,6 млн вынужденных переселенцев, участники АТО... Кстати, достоверной информации о потребности в жилье последних двух категорий граждан у государственных органов нет. Но решать указанный вопрос надо, не ожидая, пока некто велеречивый поведет этих разочарованных людей на штурм новых Зимних дворцов под флагами нового большевизма...
О желании властных учреждений и персоналий решить жилищную проблему граждан сейчас говорить не будем. Но можно ли реально помочь тем, у кого собственного жилья нет, но есть стабильный, пусть небольшой доход и готовность свою квартиру купить, а не ждать милости от чиновника?
Утверждаю: инструменты для этого у государства есть. Следует только правильно ими пользоваться. И никаких изобретений велосипеда. Все уже изобретено до нас: свыше четверти столетия эффективным инструментом государственной жилищной политики является Государственный фонд молодежного жилищного строительства (Госмолодьжилье). За 25 лет обеспечены жильем свыше 37 тыс. украинских семей, построено свыше 2,3 млн кв. м жилья, в строительную отрасль привлечено 3,7 млрд грн. Кстати, государственные программы будут содействовать балансированию спроса и предложения на отечественном рынке жилья, который, по экспертным оценкам, страдает из-за острого кризиса перепроизводства.
И это аргумент сугубо экономический. А есть ли актуальные программы Госмолодьжилья для людей? Социология дает утвердительный ответ. Опрос, проведенный ЮНИСЕФ среди молодежи, подтверждает готовность молодых украинцев к участию в жилищных программах. 93,4% опрошенной молодежи считают, что такие программы должны существовать, свыше 80% готовы принять в них участие. 41% назвал отсутствие надлежащих условий проживания основной причиной отказа от рождения желаемого количества детей.
Но в последние годы о наполнении парусов государственных жилищных программ мощным попутным ветром финансирования приходится только мечтать. Жилье для участников АТО, внутренне перемещенных лиц, молодежи, педагогов строится преимущественно благодаря поддержке со стороны местной власти, которая в ряде регионов приняла и выполняет региональные жилищные программы.
А где же весомое слово и дело государства? Запрос Госмолодьжилья на финансирование из госбюджета на 2018 г. составляет 1 млрд грн на программу "Доступное жилье" и 865 млн грн — на программу долгосрочного льготного кредитования молодых семей для приобретения собственного жилья.
Вместе с тем пока что нам обещают финансирование жилищных программ из бюджета государства только в объемах, сравнимых с нынешними. Это около 30 млн грн, которые мы в ближайшее время через прозрачную процедуру совместно с Минрегионом направим на пользу людям. И если посмотреть глобальнее, то, размазав эти средства тонким пластом по каждой области, — что получим? Бутерброд для бедных, а не решение жилищного вопроса сотен тысяч украинцев.
Никакие аргументы почти не действуют. Вместо того чтобы заложить в бюджет достаточное финансирование для эффективной реализации жилищных программ, проект государственной сметы-2018 предусматривает стремительное увеличение затрат на содержание, например, органов власти. Лично мне трудно объяснить людям, почему, по сообщениям СМИ, в новом году может значительно вырасти финансирование аппарата Верховной Рады — на треть, почти до 1,7 млрд грн, Государственной судебной администрации — наполовину, до 13,5 млрд, Верховного суда Украины — на 51,3%, до 1,6 млрд... На 130%, по сравнению с 2016 г., или на 9,53 млрд грн, могут вырасти затраты на финансирование областных госадминистраций.
В то же время затраты бюджета страны на государственные жилищные программы могут остаться на мизерном уровне. Несмотря на то, что два комитета ВР — по вопросам строительства, градостроительства и ЖКХ и по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма — приняли решение о необходимости существенного увеличения государственных затрат на молодежные жилищные программы. Но бюджетный комитет парламента в принятом 19 октября и внесенном на рассмотрение ВР проекте Бюджетных выводов всего лишь рекомендовал Кабмину, готовя проект Закона о бюджете Украины на 2018 г. ко второму чтению, "определиться насчет возможности и целесообразности увеличения/предусмотрения затрат... проекта государственного бюджета на 2018 г. по учтенным частично предложениям народных депутатов Украины и комитетов ВР... (исходя из имеющихся финансовых ресурсов госбюджета и по результатам оценки обоснованности дополнительной потребности в бюджетных средствах)" — (п.2.6.22 Бюджетных рекомендаций) Министерству регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины для предоставления государственной поддержки для строительства (приобретения) доступного жилья.
На человеческом языке "по результатам оценки обоснованности" означает: деньги, может, дадут, но когда-нибудь, потом. Так для кого этот бюджет — для миллионов украинцев или для политика, у которого есть прямой выход на "нужных людей", и он обеспечил своим предприятиям миллиардные государственные дотации, а округу — "засевание" перед выборами?.. Государственный или дальновидный такой подход? Будет ли он содействовать решению задач устойчивого развития государства, сохранению социального мира? Риторические вопросы.
О необходимости сохранения государственных жилищных программ довольно громко и регулярно говорят общественные организации, занимающиеся вопросами социальной защиты, в частности внутренне перемещенных лиц. Но их голоса не захотели услышать в Министерстве финансов, для отдельных представителей которого человеческая боль — не более чем "дополнительная нагрузка на бюджет".
В то время как международный опыт внедрения жилищных программ (Финляндия, Польша, Грузия...) свидетельствует не только об их безусловной пользе для населения этих стран, но и о значительном оздоровительном эффекте для национальных экономик. Опять же, это тема для отдельного интересного разговора. Тем более что для отечественного чиновника такой опыт, похоже, большого значения не имеет.
Конечно, государственные жилищные программы нуждаются в модернизации. И такую совместную с Минрегионом работу мы ведем. Упростили доступ людей к участию в этих программах. Убираем коррупционные риски, связанные с требованием пребывания человека на квартирном учете.
Не хватает одного — политической воли тех, кто уполномочен принимать ответственные, важные для граждан решения. Только по этой причине амбициозные планы Госмолодьжилья восстановить постепенное движение к решению жилищного вопроса сотен тысяч украинцев пока что остаются только намерениями.
Думаю, общественный резонанс вокруг отсутствия полноценного финансирования государственных жилищных программ может стать тем аргументом, который сдвинет вопрос с мертвой точки. Ввиду этого, а также мудрости или хотя бы инстинкта самосохранения представителей власти, и хотелось привлечь внимание к очерченной проблеме.