Так ли полезны экзотические продукты, как кричит реклама
Ягоды асаи, киноа, семена чиа… Всей той экзотике приписываются исключительно благоприятные свойства. Но консультанты «Донбасса» утверждают, что они не полезнее, чем наши традиционные продукты, такие как яблоки, гречка или чеснок.
Диво дивное хорошо продаётся
Реклама уже давно обращается к эмоциям, ничего не говоря по сути дела. Так и слово «супер» американские маркетологи присовокупили к другому – «продукты» и получили диво дивное - «суперпродукты». В целом, конечно, в первую очередь новое определение получили те, в составе которых много антиоксидантов и других полезных веществ.
Дальше – больше, производители стали говорить о том, что суперпродукты могут быть панацеей едва ли не от всех «болезней»: лишнего веса, старения и любых других проблем.
Компании, производящие «здоровую еду», стали находить новые и новые продукты, на которые можно было поставить штамп «супер»: водоросли, псевдозлаковые культуры, ягоды… Почти всё, что выглядело необычно, могло хорошо продаваться и обещало вечное здоровье. Насколько правдоподобны эти обещания?
Фитонутриенты? Да
Итак, чаще всего суперпродуктами называют экзотические растительные компоненты, употребление которых характерно для определённых регионов с высокой продолжительностью жизни. То, что называют суперпродуктами, содержит большое количество веществ, положительно влияющих на здоровье человека - фитонутриентов. К этим веществам относят витамины, минералы, антиоксиданты, клетчатку, ненасыщенные жирные кислоты и так далее.
Термин «суперпродукты» не является ни научным, ни медицинским. Вот почему в 2007 году в Евросоюзе ввели правила, ограничивающие использование этого названия. И теперь производителю нужно доказать, что его продукция обладает позитивным влиянием на организм человека.
Серьёзные исследования суперпродуктов начались не так давно, но достаточно быстро они показали, что часто производители значительно преувеличивали потенциальные бонусы для здоровья, которые мог получить потребитель. К примеру, громкие заявления о том, что употребление сока ягод годжи на 75% снижает вероятность рака груди, не имели никаких научных оснований.
Греча тоже хороша
В 2010 году Федеральная торговая комиссия США открыла разбирательство в отношении производителей пищевых добавок из ягод асаи. Эти ягоды рекламировались как продукт, способный предотвращать рак и снижать вес, что было квалифицировано как обман потребителей. Сегодня производитель в Евросоюзе или США уже не может называть какое попало растение «суперпродуктом», а вот у нас подобная реклама только набирает обороты.
Гречка не только не менее полезна, чем её экзотический «собрат», но это ещё и диетический продукт.
Конечно, употребление витаминов и антиоксидантов чаще всего может повлиять положительно на наше здоровье. Однако ошибкой было бы думать, что в дорогих и экзотических суперпродуктах этих полезных веществ принципиально больше чем в том, что можно вырастить на собственном огороде или купить на рынке. Это отражает и инфографика.
По сути, огромное количество самых обычных овощей и фруктов можно легко назвать суперпродуктами, если узнать об их полезных и противовоспалительных свойствах. Морковь и капуста, томаты и свёкла, апельсины, лимоны и гранаты, красная и чёрная смородина, гречка и перловка, даже чеснок - все они при регулярном потреблении приносят нам не меньше пользы, чем самые разрекламированные продукты.
Можно и на яблоках худеть
В полезных свойствах суперпродуктов также часто фигурирует «снижение веса». Оспорить это сложно, поскольку большинство - это низкокалорийные продукты растительного происхождения, с небольшим содержанием сахара, богатые клетчаткой и позволяющие быстро насытиться.
При этом по количеству калорий они редко выигрывают у своих обыденных аналогов. Замена яблок на ягоды асаи в торте, к сожалению, не делает этот торт ни более диетическим, ни менее калорийным. А так… яблочные и прочие диеты из «наших» продуктов хорошо известны.
Инфографики Татьяны ПЕТРОВОЙ.
Нина ГОЛОВАНОВА