В Украине закрываются автосалоны
Если до падения автопродаж в прошлом году в Украине насчитывалось более 1,2 тысячи автоцентров и мест продажи авто, то по состоянию на начало марта их наберется не более тысячи. По мнению генерального директора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, такая тенденция будет продолжаться и дальше, до тех пор пока будет падать и сам автомобильный рынок.
Как утверждает Назаренко, прежде всего, закрываются автоцентры, через которые работают "серые" дилеры. "Такие автотрейдеры отличаются от официальных в первую очередь тем, что не предоставляют сервисного обслуживания. Раньше из этой ситуации "серые" дилеры выходили, предоставляя страховку. При поломке владелец авто ехал в официальный автосалон, делал платный ремонт, а потом страховая компания возмещала ему деньги. В нынешней же ситуации у покупателей доверия к страховым компаниям все меньше", - рассказывает Назаренко.
К тому же отсутствие сервисного обслуживания лишает какой-либо прибыли сами салоны. Так, если в докризисный период заработок салонов на услугах СТО мог достигать 50% от общего дохода предприятия, то сегодня сервисное обслуживание в некоторых случаях может составлять до 100%. Так, некоторым мелким дилерам в феврале не удалось продать ни одной машины. Поэтому единственное, на чем они смогли заработать, - это дополнительный сервис. Тем же салонам, которые не предлагали клиентам дополнительных сервисов, пришлось либо искать дополнительные средства для поддержания бизнеса, либо закрываться.
По словам руководителя ВААИД, наибольшее количество автосалонов закрывается в депрессивных районах. "Очевидно, что покупательная способность падает больше всего там, где наиболее часто увольняют людей. Следовательно, и объемы продаж авто динамичнее всего падали в промышленных регионах. Как результат, и автоцентров больше всего закрывается на востоке Украины", - объясняет Назаренко.
Эксперты утверждают, что количество автоцентров в Украине будет сокращаться и дальше. "В первую очередь тенденция сокращения количества автоцентров коснется арендованных автосалонов, поскольку содержать персонал и платить аренду в сложившихся условиях им очень сложно", - отмечает Александр Самардак, пресс-секретарь международного автомобильного холдинга "Атлант-М", официального дилера Nissan, Skoda и Volkswagen.
Те же проекты по развитию дилерских сетей, которые планировались еще в прошлом году, сегодня откладываются на неопределенный срок. "Думаю, сейчас говорить о развитии дилерской сети нет никакого смысла. Все наши проекты приостановлены. Сегодня главная задача - это стабилизация работы уже существующих центров", - говорит Роман Буйна, генеральный директор компании "Порше Украина", официального импортера Volkswagen и Audi в Украине.
В компании "Види Групп", официального дилера автомобилей Ford, Toyota и Honda, также отложили реализацию некоторых проектов. "В прошлом году мы начали реализацию проекта автогородка на бориспольской трассе - "Види АвтоСити Борисполь". На данный момент мы приобрели земельный участок, подвели коммуникации и начали строить фундамент. Но в силу объективных причин пока что реализация этого проекта приостановлена. Сейчас мы достраиваем только те проекты, степень реализации которых составляет не менее 75%", - рассказывает директор компании "Види Авто Менеджмент Групп" Артем Ткаченко.
Построить автогородок на Бориспольской трассе планировал и "Атлант-М". Однако пока компания тоже отложила его реализацию. "Проект по строительству автограда в районе Бориспольской трассы приостановлен на стадии проектирования. Но на данный момент у холдинга "Атлант-М" нет проектов, находящихся на стадии строительства", - отмечает Самардак.
Пришлось корректировать свои планы и компании "Торговый дом "НИКО". "В связи с ограниченным доступом к финансовым ресурсам нам пришлось приостановить строительство четырех дилерских центров. Но мы надеемся, что к концу 2009 года некоторые объекты мы введем в эксплуатацию", - говорит Ярослав Вовк, директор департамента маркетинга и рекламы компании "Торговый дом "НИКО", официального импортера Mitsubishi Motors в Украине.
Компании, которые начали реализацию крупных проектов, в первую очередь столкнулись с проблемами ликвидности. Ведь многие сети в последнее время развивались за счет кредитных средств. Так, по данным экспертов, в Украине каждый второй автоцентр построен за счет заемных средств, которые теперь нужно возвращать. В сложившихся же условиях компании пытаются выжить за счет продажи запчастей и оказания сервисных услуг.
По материалам: podrobnosti.ua