Известные режиссёры об Олеге Янковском: умён лицом, тщедушен и молчалив (ФОТО)

Обо всём его творчестве можно сказать  устами Волшебника из "Обыкновенного чуда": "Твоя последняя сказка оказалась забавной. Во всяком случае, удачной. Может быть, лучшей".

Сегодня народному артисту СССР Олегу Янковскому исполнилось бы 70 лет. Несмотря на то, что его нет уже пять лет, яркие роли, сыгранные актёром, любят и помнят зрители. Предлагаем читателям "Донбасса" взглянуть на эту удивительную, но, как все талантливые люди, достаточно противоречивую личность глазами режиссёров, которые видели сам процесс рождения этих запоминающихся образов.

Купался в образе придурков

Янковский, по мнению критиков и зрителей, был "заточен" под образ интеллигента. Но застревать в данном амплуа не собирался: никогда не ставил себя на пьедестал "высокопородных" ролей, выбирая только благородных и интеллигентных героев. Он проживал в кадре человеческие судьбы, оценивая их важность не по статусу, а по глубине переживаний. А его чудаки из народа были просто неподражаемы!

- В жизни ему очень не нравился образ борца за высокие идеалы. Поэтому Олег с таким удовольствием играл алкоголика в фильме "Влюблён по собственному желанию". Он купался в этой роли. Он вообще купался в образах различного рода придурков. И обожал, когда производил впечатление раздолбая. А журналистам морочил голову, сдвигая брови на переносье и куря трубку. Для них он ходил в английском пиджаке, а так - носил совершенно другой костюм, - вспоминает режиссёр Сергей Соловьёв.

О шуточках, которые Янковский рассказывал с совершенно серьёзным лицом, теперь уже ходят анекдоты. А бывало, их принимали за чистую монету, тиражируя в различных журналах лже-признания типа этого: "Между прочим, моя бабушка была подружкой Ленина... Ей привезли из Парижа куколку с закрывающимися глазками, а Володя так обрадовался, что эти глазки выколол, чтобы посмотреть, как это они закрываются".

Улыбайтесь, господа!

А впервые на советский киноэкран он попал вообще в качестве… "истинного арийца". Будучи на гастролях с Саратовским театром во Львове, оказался в гостиничном ресторане, где его заметили члены съёмочной группы киноромана "Щит и меч". Они как раз обсуждали, где найти артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Жена режиссёра Басова, Валентина Титова, заметив за соседним столиком Олега, сказала супругу:

- Вот сидит юноша с типичной арийской внешностью!

Владимир Басов согласился, что молодой человек подошёл бы идеально, но очень засомневался, что тот мог бы быть актёром:

- Он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. Где найти артиста с таким умным лицом?

А этим "умным лицом" наградил Янковского отец-дворянин родом из Польши, коллеги же утверждали, что Олег Иванович - чуть ли не единственный человек в России, которому не нужно было учиться носить смокинг или фрак. Но по-мужски и без патетики сам Янковский устами "того самого…" -  одного из своих любимых героев - давно расставил всё по местам:  "Умное лицо - это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!"

"Тот самый Мюнхгаузен" Олег Янковский: "Дело в том, что время на небе и на земле летит не одинаково. Там - мгновения, тут - века".

Немногословный исполнитель болтунов

Среди ролей Янковского было много текстовых, несущих большую смысловую нагрузку. Но никогда он не выглядел многословным и болтливым. Он умел молчать даже в образе неисправимых болтунов, таких как Мюнхгаузен. В Европе, например, более всего оценили его молчание в "Ностальгии" Тарковского. У нас -  "Служили два товарища", где беспрерывная трескотня Ролана Быкова только оттеняет молчаливое благородство героя Янковского.

- Репетируя с Янковским в театре капитана Беринга из "Оптимистической трагедии" - роль, в которой совсем немного слов,  я обратил внимание на то, как он умеет молчать. "Глаза - зеркало души", - говорят люди. У него необыкновенно выразительный взгляд. Ему вовсе не обязательно говорить слова, он умеет излучать нервную энергию, "сгорать", не двигаясь с места. Так, как умеет это делать он, пожалуй, никто другой не умеет, - признался Марк Захаров.

Зрительница должна хотеть

Поэтов, баронов, героев-любовников - всю эту братию Янковский играл тоже от души, вживаясь в роли аж до перемены внешности, на глазах становясь таким мужчиной, от которого млеют все барышни столетия. Сам Янковский говорил об этом просто:

- Сейчас стали как угодно называть: и мачо, и секс-символ, но в актёре это всегда должно быть. Зрительница, сидящая в зале, должна хотеть.

Эту удивительную способность изменяться физически подмечали режиссёры. Зрителям подсмотреть эту метаморфозу из-за мастерского перевоплощения было невозможно: для них Янковский априори являлся идеалом мужской красоты.

- Он был человеком поразительно тщедушным физически... Узкогрудый, очень прозрачный, и не было в нём такой мужской стати - на самом деле... Но вы никогда этого не увидите на экране, - рассказал режиссёр Игорь Масленников.

Лёгкость - это сложно

Зритель никогда не увидит, насколько тяжело давались Янковскому некоторые роли. Из-за этой безумной траты энергии он подорвал здоровье. Например, перед съёмками в "Обыкновенном чуде" исполнитель Волшебника попал в реанимацию с сердечным приступом. Актёр сам предложил отдать свою роль другому, понимая, что задерживает съёмочный процесс. Но Марк Захаров запротестовал: "Другого Волшебника я не представляю".

На тяжёлых ночных съёмках Евгений Леонов (после инфаркта), Олег Янковский (после реанимации) попросили режиссёра: "Душно в павильоне, мы выйдем свежим воздухом подышать?" Вышли, закурили и выдохнули: "Да, какой воздух хороший!" И оба сыграли свои роли так легко, что никто не мог и предположить, в каком состоянии находились актёры.

- В лёгком жанре артист вроде бы ничего не играет, но публика-то получает удовольствие. Психологических затрат меньше, но умение найти в себе эту лёгкость, мышечную свободу, психологическую свободу - это сложно, - говорил Олег Янковский.

Роль митрополита Филиппа в фильме

Роль митрополита Филиппа в фильме "Царь" стала для Олега Янковского последней.

Мужественно держался он и в последние месяцы перед смертью: между сеансами лечения играл в театре, заканчивал съёмки в кино:

- Когда я начал снимать "Царя", Олег был ещё здоров… И роль митрополита Филиппа была для него очень важна. И не знаю сейчас, кто смог бы её сыграть. Я видел в Каннах, как плакали не только русские, но и французы, и американцы, посмотрев картину. И я позвонил Олегу Ивановичу, поздравил его с успехом. За три дня до его гибели. Он ведь никогда не говорил о болезни, мужественно молчал, - рассказывает режиссёр фильма Павел Лунгин.

Надевали платьица и бантики

Самый знаменитый Мюнхгаузен и Волшебник нашего кинематографа родился в день, когда у нас принято поздравлять защитников Отечества. "Мужественная" дата наложила отпечаток на жизнь и творчество Олега Янковского, сыгравшего на театральной сцене и киноэкране сотни колоритных представителей сильного пола. Но что удивительно: в детстве Янковского воспитывали, как девчонку, а вырос он мужчиной, каких ещё поискать.

Олежка (как всю жизнь называли его родные и друзья) стал третьим сыном в семье, а мать очень хотела девочку. Но, получив к мужскому празднику в подарок "третьего богатыря", так и не смогла отказаться от мечты. В семейном альбоме сохранились фотографии, на которых маленький Олег позирует в бантиках и платьях. С самого детства младший Янковский, которого все в семье признавали "маменькиным любимцем", хоть и был мягким и заботливым, но, как и положено мальчишкам, много проказничал, лазал по крышам, ездил на подножке трамвая.

- Лично я хорошо отношусь к тому, что в нашем роду больше мужчин, чем женщин. Мужики, ей-богу, хорошие люди, только, к сожалению, недолго живущие. Мы более ранимые, чем женщины, и раньше уходим. Это мне повезло: Господь отпустил много лет. А вот Олежка ушёл рано, в 65, - рассказывает старший брат Янковского Ростислав, который в свои "за 80" продолжает быть ведущим актёром Минского русского драматического театра имени Горького.

У обоих братьев есть сыновья и внуки, которые тоже пошли по актёрской стезе. Однажды на съёмках они поселились в одной гостинице все вместе: Ростислав, Олег и их сыновья. В итоге, администраторы говорили: "Да сколько же вас, Янковских?!" И это было их мужское счастье.


Елизавета Гончарова.
Читайте также: