Светлодарск вошел в историю кино

Актера Антона Шагина гример готовит к очередному дублю.

А мэр Дебальцева при этом отплясывал и кричал молодым «горько!»

Кино затмило жару. Оно в Светлодарске, который принял в этом году две международные съемочные группы и предполагает снова засветиться в кадре, стало главной приметой знойного лета. Пожалуй, после пуска крупнейшей в Европе Углегорской ТЭС это второе по значимости событие, потрясшее городок энергетиков на годы вперед. Впрочем, всё, что благодаря кинематографистам всколыхнуло его жителей, вышло далеко за рамки провинции и стало фактом общественной жизни нескольких государств, познавших трагедию Чернобыля. С нею связаны обе художественные ленты: французско-украинская «Земля забвения» и украино-российско-немецкая «В субботу». Творческий коллектив последней особенно долго работал в наших краях и пояснил, почему счастливый жребий стать соучастниками масштабного процесса выпал именно светлодарцам.


Из-за машины с немецкими номерами директора наказала СБУ


Известный кинодраматург Александр Миндадзе в качестве режиссера дебютировал в 2007 году, сняв по собственному сценарию фильм «Отрыв». И  теперь в картине «В субботу» он снова един в двух лицах. Миндадзе не свойственна работа над произведениями, приуроченными к каким-то датам. Идея обратиться к чернобыльской трагедии родилась у него давно, его единомышленники стали накапливать фактический материал, сняли документальный фильм о сегодняшнем состоянии Припяти, изучили стенограмму суда над руководителями АЭС, собрали пять томов свидетельств очевидцев. Так что за воплощение художественного вымысла взялся человек, сполна располагающий подробностями и реальными деталями.

- Сразу подчеркну: я не снимаю блокбастер, фильм-катастрофу - оставим этот жанр американцам. Я хочу снять психологическую метафору того, что случилось в апрельскую субботу 1986 года и что вполне соотносится с сегодняшним днем, - сказал корреспонденту «Донбасса» режиссер Александр Миндадзе. - Сюжет строится так, что никто о катастрофе не знает, кроме главного героя. Он понимает, что размах трагедии сопоставим с 20 ядерными бомбами, и бросается спасать девушку, друзей. Однако в итоге ничего у него не выходит. Жизнь, от которой он бежит, парадоксально становится еще более притягательной и яркой.

Чтобы это осознать, главному герою, комсомольскому работнику (его играет звезда фильма «Стиляги» Антон Шагин), понадобились ночь трагедии, день и вечер после нее. Та самая роковая суббота, когда еще никто ничего не знает и жизнь течет своим чередом.

О съемках на любой атомной станции не могло быть и речи - режимный объект. ТЭС - тоже, конечно, не проходной двор, но строгостей меньше. И хотя директор «Углегорки» Михаил Рудой поначалу был категорически против контактов с искусством без отрыва от производства, его всё-таки убедили, что это престиж, почет и пожизненная память для земляков.

- Издал распоряжение, назначил сопровождающих и контролирующих. Кроме постоянных контактов с СБУ, секретный отдел и охрана станции тоже постоянно были начеку. Съемки проходили ночью непосред-ственно в промышленной зо-
не, у турбинного цеха №2 блока 800 мВт. Без пропуска мышь не могла проскочить, но на вахте, где уже свыклись с причастностью к съемкам иностранцев, как-то пропустили машину с немецкими номерами, которой не было в списках, и поздно сообщили о ее допуске. Я имел по этому поводу объяснение с СБУ и наказан админштрафом. Но это, конечно, мелочи по сравнению с атмосферой, в которую окунулись энергетики, - считает Михаил Рудой.

Сценарист и режиссер фильма В субботу Александр Миндадзе

Сценарист и режиссер фильма Александр Миндадзе во время ночных съемок.

На территории ТЭС был построен огромный завал - видимые последствия взрыва атомного реактора. На его фоне разворачиваются события в ночь ЧП. За камерой оператор-румын Олег Муту. Уроженец Кишинева, он известен как специалист, отмеченный за свою работу «Пальмовой ветвью» Каннского фестиваля. Миндадзе сделал всё возможное, чтобы привлечь такого мастера в свою команду, а вслед за ним в съемочную группу на правах партнеров и продюсеров вошли представители крупнейшей киностудии Европы - «Бавария Фильм». Кстати, именно ее специалисты компьютерной графики придадут отснятым разрушениям особенно впечатляющий грозный вид.

Городок очаровал отсутствием кондиционеров

- Мы объехали много городков энергетиков. Честно говоря, Светлодарск не очень похож на Припять. Но, на наше счастье, его не коснулись современные перемены. Дома в основном без евроокон, стены не увешаны кондиционерами. И в этом очарование городка, который не замусорен рекламой и огромными вывесками. Чисто, ёлочки, цветы. Он нам очень нравится, - рассказала креативный директор картины Елизавета Антонова. - Нас разместили в уютном профилактории с заботливым персоналом, и вообще жители проявляют большой интерес к нашей работе. Их отношение вдохновляет.

А могли ли они остаться равнодушными, если на кастингах побывал чуть ли не каждый светлодарец, готовый сниматься в массовке?! С людьми беседовали, расспрашивали об их увлечениях, просили что-нибудь станцевать, наблюдали, как претенденты двигаются, и создавали фототеку. Отобрали для съемок до 300 человек, зато впечатлениями одарили всех жителей от мала до велика. Подкупила смелость, улыбчивость, решимость 11-летней Кати Нестеренко. На нее надели простенькое ситцевое платьице, заплели косички, за которые по сюжету мальчишки дергали ее во время безмятежных игр в парке. Девчушка натурально, ничуть не смущаясь камеры, злилась на обидчиков и слышала вердикт режиссера: «Спасибо! Снято!». Катюшу причесывали в одной гримерной с актрисой Светланой Смирновой-Марцинкевич, а в итоге школьница загорелась желанием «пойти в артистки». К слову, режиссер изначально заявлял, что ему не нужны заезженные лица, дескать, известный человек отражает в роли всё, что играл прежде.

- Нам очень важно передать достоверность происходящего, но от того, что события развивались сравнительно недавно, гораздо сложнее воспроизвести обстановку тех лет. Люди хорошо помнят, как тогда одевались, какими были интерьеры, напитки, еда. Костюмеры подобрали одежду недавней эпохи, парикмахеры - прически, - делится Елизавета Антонова.

Пенсионерка Людмила Пинахина, видимо, самая старшая на площадке, со своим классическим пучком на голове и платьями из личного гардероба прекрасно вписалась в происходящее перед камерой. Ей всегда хотелось знать, как делается кино, и тут такой подарок судьбы: работа нашлась и в прогулках по парку, и в сценах свадьбы, а впечатлений хватит на всю оставшуюся жизнь.

Кстати, восторг рядовых жителей разделил городской голова Дебальцева Андрей Бондарчук. Его киношники специально пригласили в город-спутник Светлодарск, то есть в Припять, на… свадьбу. Туда главный герой приходит к своим друзьям-музыкантам, чтобы предупредить их о свалившейся беде. По сюжету торжество занимает ключевое место. Добрых две недели в ресторане «Роза ветров» съемочные смены длились по 12 часов кряду. И вместе со всеми «гостями» молодой энергичный мэр отплясывал и кричал молодым «горько!».

- У нас там еще совдеповский интерьер, для работы сгодилось всё родное. Меня сразу предупредили, чтобы не стригся, и я три месяца поддерживал волосы в модной кондиции конца 80-х годов, - рассказывает участник массовки 28-летний экономист Максим Коробов. - Одели в строгий серый костюм, сейчас таких нет, даже ткань необычная для нашего времени. На столах, правда, стояли муляжи, всё-таки свадьба была долгоиграющая.

Зато в реальной обстановке доморощенных артистов обеспечили полноценным питанием, регулярными перекусами и гонорарами: 50-80 гривен за один съемочный день. Впрочем, об этом светлодарцы вспоминают как о малой толике впечатлений. Все подчеркивают высокий профессионализм, поразительную работоспособность, душевность и такт интернациональной творческой бригады. Осталось лишь дождаться весны 2011 года и на премьере фильма найти в портрете города свое лицо.

Досье «Донбасса»

Александр Анатольевич Миндадзе.

Родился 29 апреля 1949 года в Москве. С конца 1970-х плодотворно сотрудничает с кинорежиссером Вадимом Абдрашитовым. Обладатель кинонаград: Венецианского фестиваля (1986 г. - «Плюмбум, или Опасная игра»), Берлинского фестиваля (1995 г. - «Пьеса для пассажира»), лауреат Государственной премии СССР (1991 г. - «Слуга»), обладатель трех премий «Ника» (1989 г. - «Слуга», 1997 г. - «Время танцора», 2003 г. - «Магнитные бури»), премий «Золотой Овен» и «Золотой орел» (2005 г. - «Космос как предчувствие»).

Автор благодарит за предоставленные снимки  и помощь в подготовке материала креативного директора картины Елизавету Антонову.


Ирина Коженцова.
Читайте также: