Как Орлова рисковала на съемках и боролась за красоту

Как Орлова рисковала на съемках и боролась за красоту

Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения народной артистки СССР Любви Орловой. К этой дате различные телеканалы покажут классические ленты с ее участием - «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна», «Встреча на Эльбе», документальные истории о главной звезде советского кинематографа. Между прочим, она ни в одном из фильмов не целуется. Еще удивительнее, что в кино она пришла поздно, после тридцати, а за 40 с лишним лет совместной жизни с режиссером Александрова ни разу не дала повода для сплетен.

Исполнила пророчество Шаляпина

Родилась она в подмосковном Звенигороде в дворянской семье. С семи лет занималась в музыкальной школе (сохранился снимок, где симпатичная 14-летняя Любочка сидит за роялем), потом - в Московской консерватории. Последнюю, впрочем, не закончила.

Согласно семейному преданию, однажды в доме Орловых гостил легендарный певец Федор Шаляпин, которому показали оперетту «Грибной переполох», поставленную любительским детским театром. В этом спектакле маленькая Люба исполняла роль Редьки. После окончания представления Шаляпин вдруг поднял девочку на руки и выкрикнул: «Она будет знаменитой актрисой!». Пророчество сбылось лишь четверть века спустя.

До того, как стать кумиром миллионов, Орлова постигала хореографию в Московском театральном техникуме, брала уроки актерского мастерства. Даже работала тапером (играла во время немых фильмов) в столичных кинотеатрах. А еще пела и выступала - сперва в эпизодических, а потом и в серьезных ролях в музтеатре при МХАТе.

Прежде, чем встретиться с режиссером Григорием Александровым, перевернувшим ее жизнь, Любовь сходила замуж за заместителя Наркома земледелия Андрея Берзина (арестован и сослан в ГУЛАГ), некоторое время сожительствовала с неким Францем, австрийским предпринимателем и импресарио.

Любовь Орлова и Григорий Александров на даче во Внуково 1963 год. Они всю жизнь называли друг друга на «вы». Совместных детей у звездной четы, к сожалению, не было.

Любовь Орлова и Григорий Александров на даче во Внуково 1963 год. Они всю жизнь называли друг друга на «вы». Совместных детей у звездной четы, к сожалению, не было.

Увидев 31-летнюю Любовь в спектакле «Перикола», Александров, снявший к тому времени вместе с Сергеем Эйзенштейном знаменитые «Броненосец «Потемкин» и «Октябрь», был сражен. В тот же день они познакомились. Год спустя, в 1934-м, на экраны вышли сверхуспешные «Весёлые ребята» - и засияла звезда Орловой.

Александров развелся (от того брака остался сын Дуглас) и навсегда скрепил себя узами с поюще-танцующей актрисой, из которой вылепил секс-символ эпохи. Сила ее обаяния была столь велика, что когда в октябре 41-го фашисты подошли к Москве и началась паника, огромные афиши с портретом Любови и анонсом ее предстоящих выступлений на многих подействовали отрезвляющие: ну, раз она дает концерты - значит, бояться нечего…

Практически всю свою кинокарьеру куколка-Орлова (ее рост был 1 м 58 см, талия - 43 см) боролась за то, чтобы выглядеть на экране красивой. Александров, снимая ее, прибегал к различным ухищрениям: например, с помощью специальной подставки поднимал стул, чтобы камера светила Любви в лицо. Таким образом, свет разглаживал морщины, которых становилось всё больше. Когда и это перестало помогать, Орлова - первой их советских киноактрис - прибегла к пластическим операциям.

Из своих поездок за границу она привозила специальный крем для лица и рук, придирчиво следила за фигурой.

Из страха показаться непривлекательной звезда отказывалась фотографироваться. А когда ей исполнилось 70, лично попросила высоких начальников ни в коем случае не упоминать ее возраст… Даже хоронили Орлову (она умерла от рака поджелудочной железы в январе 1975-го, похоронена на Новодевичьем кладбище) в закрытом гробу. Чтобы помнили молодой и красивой…

«Весёлые ребята»: укрощение быка и цензуры

Когда Орлова появилась дома под руку с Александровым, родные ее даже не сразу узнали: вместо шатенки-Любочки перед ними стояла ослепительная блондинка. Это был день окончательного утверждения вчерашней театральной актрисы на роль Анюты в картине «Весёлые ребята». В сентябре 1933-го в Гаграх начались натурные съемки, а роман восходящей звезды и именитого режиссера обрел конкретные очертания.

На съемках произошел опасный инцидент. Во время знаменитого «набега животных» на усадьбу Леонид Утесов (Костя Потехин) должен был укротить разъяренного быка, вскочив ему на спину. Актер наотрез отказался рисковать. И тогда эпизод переписали под Орлову. После долгих уговоров она отважилась и прыгнула на быка. Тот сбросил «наездницу» и едва не затоптал ее. После этого Люба больше месяца пролежала в больнице.

Любовь Орлова в Веселых ребятах

Между прочим, «Весёлые ребята» были поначалу запрещены. Нарком просвещения и начальник Отдела пропаганды ЦК «зарубили» фильм, назвав его «хулиганским и контрреволюционным» и обвинив Александрова в «кальке» с мюзиклов буржуазной Америки. Повезло, что ленту посмотрел Максим Горький и порекомендовал ее Сталину. Вождь хохотал до слез и заявил, что «точно в отпуске побывал». Естественно, после такой рецензии фильм сразу же вышел на экраны страны. И имел ошеломительный успех.

Вскоре после премьеры отмечалось 15-летие советского кино. Подписывая указ о награждении корифеев «синематографа», Иосиф Виссарионович собственноручно внес в этот ряд и Орлову - фактически дебютантку, до «Весёлых ребят» сыгравшую проходные роли в лентах «Любовь Алёны» и «Петербургская ночь». Утесов же, под которого изначально делался фильм, получил лишь… фотоаппарат.

«Цирк»: танцы на раскаленной пушке

Вышедший в 1936 году «Цирк», основой которого стал мюзикл Ильфа и Петрова, а также Катаева, стал настоящей «бомбой». Премьера проходила в только что отстроенном Зеленом театре в Парке культуры им. Горького - гигантский зал на 20 тысяч мест. И уже на второй день туда пришлось вызывать эскорты конной милиции - люди шли тысячами, фильм пересматривали десятки раз.

Орлова в роли Марион Диксон была великолепна! Да и камера работала исключительно на нее. Александров умело подавал подпрыгивающие брови, распахнутые глаза, взмах ресниц супруги. А она отдавалась процессу без остатка. Во время съемок первого эпизода, в котором ее героиня с младенцем на руках бежит за уходящим поездом, Любовь оступилась. Со всего маху упала на рельсы, уронив одеяльце с ребенком. К счастью, роль сына-негритенка в этом кадре «играло» полено. А вот колено Орлова ушибла всерьез.

Любовь Орлова в роли Марион Диксон

Во время съемок сцены чечетки, которую Орлова, напевая «Мэри верит в чудеса! Мэри едет в небеса!», выбивает на пу шке, киношники не предусмотрели, что из-за расположенных внутри орудия софитов стекло может нагреться. А ведь актрисе в облегающем трико предстояло не только танцевать на ним, но и сидеть. И Любовь Петровна сделала это с обворожительной улыбкой. Хоть потом призналась, что чувствовала себя, как на раскаленной сковороде.

На одном из приемов Сталин, знающий наизусть все смешные реплики другого знаменитого фильма тандема Александров-Орлова - «Волга-Волга» (в нем Любовь сыграла письмоносицу Дуню Петрову, она же - Стрелка), с хитрым прищуром сказал режиссеру: «Смотрите, не обижайте ее! Обидите - мы вас расстреляем!».

Катастрофа во время «Весны»

В 1946 году звездная чета отправилась в Чехословакию, где на студии «Баррандов» Александров снял новую комедию - «Весна». Орлова сыграла в ней сразу две роли - ученую Никитину и актрису Шатрову. Однако съемки картины едва не закончились печально.

Однажды Александров, Орлова и исполнитель главной мужской роли Черкасов возвращались на машине после напряженного рабочего дня. Дорога была мокрой, и на одном из поворотов автомобиль выбросило в кювет. Александров получил перелом ключицы, у Черкасова было поранено лицо, выбито несколько зубов. Лишь сидевшая на заднем сиденье Орлова практически не пострадала.

В 1947-м «Весна» вышла не только на экраны СССР, но и за границей. В том же году фильм демонстрировался на фестивале в Венеции, где Орлова получила специальный приз за исполнение лучшей женской роли (с ней эту награду тогда разделила не менее легендарная Ингрид Бергман).

Уже во время съемок этого фильма Любовь Петровна понимала, что ее время в кинематографе иссякает. Требовалось новое место для приложения своих творческих сил. И таким должен был стать театр, к примеру - имени Моссовета. Видимо, чтобы облегчить супруге приход в него (и это таки случилось - в 55-м), Александров пригласил в «Весну» актеров этого театра Плятта и Раневскую. А режиссер того же храма искусств Анисимова-Вульф стала его помощницей на съемочной площадке…


Читайте также: