Немоляева любит Рыжову, но предпочитает Бланш

Александр Лазарев и Светлана Немоляева. «Мы друг друга знали наизусть», - уверяет она.

Завтра исполняется 75 лет Светлане Немоляевой. Накануне юбилея одна из любимых актрис режиссера Эльдара Рязанова (сыграла в его фильмах «Служебный роман», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Небеса обетованные») была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. «Праздник отмечу на сцене Театра имени Маяковского, куда пришла в 1959-м и остаюсь по сей день, - призналась Светлана Владимировна. - Хочу поблагодарить людей, которые работают рядом со мной уже много лет. Мы пережили столько радостей и печалей, что представить себя друг без друга не можем». А 23 апреля на сцене театра им. Вахтангова состоится бал, посвященный юбилею народной артистки России. Поздравить Немоляеву придут Игорь Костолевский, Эльдар Рязанов, Ольга Яковлева, Армен Джигарханян, Аркадий Арканов, Нина Шацкая и многие другие.

«Крестный» Эльдар

- Сколько себя помню, я всегда хотела стать актрисой, - рассказывает Светлана Владимировна. - Среда, конечно, повлияла. Папа - кинорежиссер, снявший фильмы «Доктор Айболит», «Старый друг», «Морской охотник». Мама - звукооператор. В наш дом приходили Михаил Жаров, Людмила Целиковская, знаменитый клоун Румянцев. Неудивительно, что я выбрала такую стезю. Кстати, брат Николай стал кинооператором, работал в лентах «Обыкновенное чудо», «Курьер», «Тихие омуты», «Покровские ворота».

В 1945 году Константин Юдин снимал картину «Близнецы», мама Светланы работала у него звукооператором. Нужны были две девочки, и она привела дочь. Вот так в восемь лет Света засветилась в кино. Следующей ролью стал эпизод в фильме «Счастливый рейс» (1949), который ее отец Владимир Немоляев делал по собственному сценарию. А по настоящему заметная роль пришла девять лет спустя, когда она сыграла Ольгу Ларину в фильме-опере «Евгений Онегин». Была такая пухленькая, улыбчивая. Совершенно непохожая на своих последующих героинь.

Такой пышечкой Светлана Немоляева была в фильме-опере Евгений Онегин (1958).

Такой пышечкой она была в фильме-опере «Евгений Онегин» (1958).

- Но после «Евгения Онегина» кинематограф словно отвернулся от меня. Лет десять подряд пробовали каждый год на несколько ролей на всех студиях и никуда не брали, - делится Немоляева. - Спасал театр - мое счастье, мой тыл, моя  крепость.

Помог Эльдар Рязанов, которого актриса называет своим крестным отцом в кино.

- Я была с ним знакома очень давно, и он меня пробовал в «Гусарскую балладу» и в «Иронию судьбы»… Но для первой я была слишком уж девочкой, так что перевоплощаться в юношу ну никак не могла. А для «Иронии…» Эльдар Александрович дал восемь проб. Но на первой же я так оробела - испугалась, увидев пьяного в своей квартире. «Света, - сказал мне Рязанов, - видит Бог, как я хотел тебя снимать. Ну, можно хуже, но трудно».

И всё же Рязанов нашел роль для Немоляевой, блестяще проявившей себя в его пьесе «Родственники». Да какую! Пусть ее Оля Рыжова в «Служебном романе» - персонаж второстепенный. Но сыгран он так живо, что стал для Светланы Владимировны визитной карточкой.

Светлана Немоляева с Олегом Басилашвили в Служебном романе (1977).

С Олегом Басилашвили в «Служебном романе» (1977).

- Очень люблю свою Рыжову - милое, трогательное, обаятельное существо, - признается актриса. - А на жену Гуськова из «Гаража» я даже чем-то похожа: с очередями в советское время так же катастрофически не везло - на мне постоянно всё кончалось... Но лучшей ролью считаю Бланш Дюбуа в спектакле «Трамвай «Желание», поставленном Андреем Гончаровым… В актерской среде бытует такое мнение: во всем теат-ральном репертуаре по психологической и физиологической нагрузке одна из самых тяжелых мужских ролей - Гамлет, а из женских - Бланш Дюбуа. Спектакль трагический, психологически немыслимый. Он шел у нас двадцать лет! Ни муж, ни сын не могли его смотреть. Им казалось, что я могу просто умереть на сцене.

Лазаревое счастье

Впервые за более чем полвека Немоляева отметит день рождения без мужа - Александра Лазарева, за которого вышла в марте 60-го. Замечательного актера не стало в мае прошлого года…

Они одновременно пришли в театр им. Маяковского. Почти сразу потянулись друг к другу. Вскоре стали супругами. Торжества не было. Колец и нарядов тоже. Просто пошли в загс и расписались, а вечером уже играли в спектакле.

- У нас с Сашей был просто какой-то уникальный случай. Будто ангел пролетел над нами. Это такое счастье, когда находишь человека, с которым тебе хорошо. Я не хочу сказать, что у нас не было критических ситуаций: по молодости всякое случалось. Настоящей же наша семья стала, когда родился сын Шура. С тех пор мы стали неделимым ядром. Нам никогда не было скучно, хотя всегда находились вместе: и на работе, и дома, и на отдыхе. Разлука для нас казалась чем-то ужасным, - говорит Светлана Владимировна.

Конечно, она жутко ревновала красавца-мужа, сыгравшего около 50 театральных ролей, снявшегося почти в сотне фильмов:

- Я думаю, что Саша влюб-лялся в своих партнерш точно так же, как я в своих партнеров. Ведь если ты играешь с человеком, он должен тебе импонировать. Но Саша внутренне удивительно чистый, целомудренный человек. И если бы он по-другому реагировал на женщин, наверное, мы не были бы так долго вместе. Кстати, он был абсолютно неревнивый. Чего не скажешь обо мне. Терпеть не могу картину «Еще раз про любовь», где Саша без конца целуется с Татьяной Дорониной. Я посмотрела этот фильм один раз и возненавидела его на всю оставшуюся жизнь… Любой его интерес на стороне, даже мимолетный, на уровне взгляда, воспринимала очень эмоционально - устраивала скандалы. Потом, правда, моментально отходила…

- Их семейный союз - явление из области очевидного и невероятного, - уверяет актриса Евгения Симонова. - Мы часто занимали с Немоляевой одну гримерку. Я свидетель: раз восемь в течение часа до спектакля Александр Лазарев заходил спросить, как она себя чувствует и пила ли кофе. Потом раза три заглядывал во время антракта. И еще раз пять  после спектакля... Бывало, посмотрит на нее и говорит: «Светка, как тебе идет эта кофточка». Сядет рядом с нами и любуется, как будто видит свою Светку впервые.

Когда не стало супруга («Это была тромбоэмболия. Мгновенная смерть… В семье, дома, на своей постели он умер во сне», - рассказывала Немоляева), актриса зареклась выходить на сцену. Но, понимая, что таким образом она попросту сживет себя со свету, ее буквально вытянул туда новый худрук Миндаугас Карбаускис.

- Он появился в театре в самое страшное время, - вспоминает Светлана Владимировна. - Саша тогда только-только умер. Миндаугас пришел на кладбище, что меня очень тронуло, и прямо во время похорон предложил роль в новой постановке по пьесе Островского «Таланты и поклонники». Репетиции, работа с нуля стали для меня настоящим спасением. Хотя мне до сих пор тяжело входить в театр. Но во мне есть сила воли. Я заставляю себя не унывать.

21 января состоялась премьера «Талантов и поклонников». Свою роль - Домну Пантелеевну - она играет блестяще!

На вопрос, чем актриса больше всего гордится в жизни, Немоляева называет не роли, а семью:

- Сыном (Александр Лазарев-младший, актер театра «Ленком». - Прим. А.П.) и внуками - Полиной и Сергеем… Часто вспоминаю маму и папу. Благодарю судьбу за то, что подарила мне таких замечательных родителей. А еще за то, что рядом со мной был такой мужчина, как супруг: удивительный, отзывчивый человек, отменный семьянин и прекрасный артист….

Пять признаний именинницы

1. О жизни вне СССР

- Мне как человеку «старорежимному» кажется, что все наши постсоветские «разводы» - какие-то игрушки детские. Ну, не смешно ли, что на границе с Украиной таможенник сначала просит у тебя автограф, а потом внимательно изучает паспорт...

2. О настройке перед выступлением

- Для меня самое важное в этот день - полностью отвлечься от бытовых, посторонних дел. Как правило, стараюсь отдох-нуть, подумать, повторить роль, сосредоточиться, чтобы ничто мне не помешало. Не понимаю, как можно встать в этот день у плиты жарить котлеты, подмести пол в квартире, поболтать с подружкой по телефону, а потом после всего этого спокойно выйти на сцену и играть роль. Ведь театральное действо связано с психологией, с твоим внутренним миром, который, прежде всего, нужно создать внутри себя, а не выходить на сцену с бытом внутри.

3. О дне рождения

- Когда были помоложе, приглашали друзей, накрывали стол и замечательно проводили время. А с возрастом трудно стало самим готовить, потом убирать, мыть посуду… Поэтому собираемся не дома, а в ресторане. Еще с детства день рождения для меня - один из важных праздников. Мне дарили новое платье или разные красивые тряпочки. Я, послевоенный ребенок, неизбалованный обновками, так радовалась красивым вещам! С тех пор люблю наряжаться…

4. О характере

- Я взрывная, но отходчивая. Некоторые сидят и копят обиду, но чем дольше накапливаешь, тем хуже будет всплеск. Есть качество, за которое судьбе благодарна: я совершенно не завистлива… А еще очень упорная. Если чего-то хочется, меня не свернуть с пути. Не могу сказать, что для меня все цели хороши. Боже упаси! Но я работаю. Очень много значит, если человек любит работать и для него выход на сцену, как мы говорили в молодости, «именины сердца».

5. О несбывшейся мечте

- Мне всегда хотелось петь. Но, увы… И с музыкой отношения не сложились, и вокальные данные подвели. Но то, что не вышло у меня, получается у внучки: у нее превосходный слух и замечательный голос.


Андрей Питонов.
Читайте также: