Эксперт: Закон о запрете финансовых пирамид не решает проблемы
Правительственный законопроект о запрете финансовых пирамид требует доработки, поскольку не решает своей прямой задачи - не может запретить финансовые пирамиды. Об этом заявил заместитель председателя правления Авант-банка Андрей Швец.
По его словам, законопроект пытается "в общих" чертах запретить пирамидостроительство.
На самом же деле, как считает банкир, остановить можно лишь то, что четко определено.
В законопроекте нет механизма диагностирования пирамидальных схем и все сводиться к запрету "в идеале". Если мошенники открыто сами назовут свою схему пирамидой, говорит эксперт.
"В последние годы пирамиды научились мимикрировать под разнообразные виды хоздеятельности. Те же "строительные" пирамиды. Принцип тот же - сбор средств, продажа каждой квартиры сразу нескольким покупателям и успешное исчезновение капитала. При этом, инициаторы способны убедить людей в подлинности бизнеса - начинают что-то строить, покупать участки. Правительственный же законопроект определяет пирамиды, как операции с активами без фактической хоздеятельности", - отметил Швец.
Он также добавил, что пирамиды могут быть клубами, обществами, кассами взаимопомощи и даже управляющими компаниями, которые предлагают желающим "эффективно" распорядится их сбережениями.
"Идет игра на жадность. Получить 50 и больше процентов годовых - куда выгоднее, чем нести деньги в банк. В России, к примеру, недавно прикрыли так называемый "туристический клуб", который заманивал людей отдыхом на элитных курортах мира. Все, что требовалось - стартовый вклад 100 тысяч рублей и привлечение новых членов клуба. Касса взаимопомощи - G1G4 (Give1Get4). Вносишь один "подарок", получаешь четыре. Сколько идей, столько и пирамид. И по каждой необходимо проводить экспертизу, после чего решением суда признавать схему пирамидальной. И только тогда можно будет что-либо запрещать", - уверен банкир.
Он отметил, что в кабминовский законопроект необходимо довнести норму, которая запретит привлекать средства населения в любой вид финдеятельности, который не лицензирован и не регламентирован законодательством. В таком случае, инициатора пирамиды ждет быстрое разоблачение. Кроме того, необходимо четко прописать ограничение по доходности.
По мнению Швеца, предприятие, предлагающее заработать более 100% годовых, нужно рассматривать, как вид пирамиды.
"Ключевым признаком финансовой пирамиды всегда была сверхдоходность. Если предлагают больше 100% годовых - это пирамида. Другие признаки - привлечение новых участников и оборот, состоящий исключительно из средств, собранных у одних и перераспределенных среди других", - подчеркнул Швец.
Банкир отметил, что законопроект о запрете финансовых пирамид не учитывает возможности развития пирамидальных схем в сети. Ведь так пирамидостроители могут и вовсе не показываться в физическом мире, жить за рубежом и собирать взносы электронными деньгами, которые отследить и проконтролировать невозможно.
"Законопроект сырой и его необходимо доработать. В данном случае правительству было бы намного эффективней обратиться к банкам, провести межбанковское обсуждение, услышать предложения профессиональных финансистов. В нынешнем же виде запрет лишь пойдет на пользу пирамидостроителям. Они станут более профессиональными и неуловимыми. Пирамидостроительство может развернуться с новой силой под новыми вывесками", - резюмировал банкир.
По материалам: www.epravda.com.ua