Как защитить подростка от "белой смерти"

Как защитить подростка от "белой смерти"

При неформальной беседе с врачами-наркологами журналисты часто задают вопрос "не для печати": "Почему срок жизни наркоманов такой разный?

Иногда человек сгорает как спичка за несколько лет, а иногда может употреблять даже довольно сильные наркотики годами, более или менее сохраняя свою личность? Некоторые известные и не очень люди сумели, пройдя через наркотический ад, не только выжить, но и остаться писателями, поэтами или музыкантами".

Конечно, "секрет" - в комбинации здоровья, в типе наркотиков, в дозе и времени употребления. Но и, конечно, в том, когда человек "сел" на зелье. Чем позже это происходит, тем больше вероятность, что уже сформировавшаяся личность выйдет из схватки с наркотиками победителем. Это еще раз подтверждает мнение о том, что наркотики особенно опасны для подростков.

Проведя исследования подростков-наркоманов, авторы книги "Как спасти детей от наркотиков" А. Данилин и И. Данилина, пришли к выводу, что во многом "общение" детей с наркотиками зависит от типа личности. То есть для того, чтобы лучше подобрать для ребенка-наркомана способы лечения и общения с ним, стоит, прежде всего, определить, к какому типу личности он относится: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Ниже – обобщения типажей и рекомендации для правильного поведения с каждым из них. Впрочем, не стоит забывать, что в чистом виде типы встречаются не всегда, нередко подросток – комбинация двух типов, и это стоит учитывать при работе с ним.

Если ваш ребенок холерик, ему свойственна "идеализация". В детстве он уверен, что его родители – боги, и могут решительно все. В подростковом возрасте он ищет таких же влиятельных авторитетов вне семьи. Как ни странно, нужны ему даже не наркотики, а компания "сильных личностей", которые могут все за него решить и подсказать, как себя вести. Для него привлекательна простая и четкая система ценностей с разделением на черное и белое.

Родителей с их полутонами и недомолвками он не понимает и не принимает. С таким ребенком нужно действовать очень аккуратно – он любит и ненавидит очень сильно, и развенчивать его кумиров нужно осторожно. Так же, как и выбирать такому тинейджеру врача, к которому такие подростки тоже могут попасть в зависимость – ведь место лидера не должно пустовать.

Ребенок-сангвиник часто стремится к "примитивному всемогуществу". Для него способ общения с миром – манипуляции другими людьми. Такие ребята нередко становятся торговцами наркотиками, и не прочь разбавить зелье добавками – им доставляет удовольствие знать, что кому-то еще хуже, чем им. Такие тинейджеры никогда не говорят правды и легко манипулируют родителями. В семье им необходим жесточайший (без физической жестокости, разумеется!) контроль свободного времени.

Каждая их манипуляция должна быть раскрыта и разглашена публично. Родителям стоит учитывать и то, что манипуляторы очень боятся встречи с полицией – ведь ее сотрудниками невозможно управлять. Таким же – не поддающимися на манипуляции – должны быть и лечащий врач, и социальный работник, и психолог.

Флегматикам часто свойственно "примитивное отрицание": если я не признаю какое-то явления, то его и не существует. Любую неприятность, даже собственную зависимость, такой ребенок может вытеснить на периферию сознания, и тут же "забыть". Так же забывается и обещание больше не принимать наркотики. Для лечения такого тинейджера подойдут только жестко структурированные программы, в которых все его намерения фиксируются только в письменном виде. Ведь такие подростки как бы делят себя на две личности "я – наркоман" и "я – хороший". И один не обязан отвечать за обещания другого.

Наконец, меланхолики нередко применяют "примитивную изоляцию". Это свойственный детям во время неприятностей способ либо просто засыпать, либо уходить в свои фантазии. В подростковом возрасте их могут заменить искусственные способы ухода от реальности – то есть наркотики. На этих тинейджеров действуют спокойные и аргументированные разговоры о том, что наркотики – путь не к вечным грезам, а к СПИДУ и гепатиту, а то и к ранней смерти. Каждое требование к таким ребятам должно быть тщательно мотивировано, а их обещание – оформлено в виде письменных контрактов, где у каждой стороны – родителей, врачей и педагогов, и собственно тинейджеров – есть свои права и обязанности.


По материалам: cursorinfo.co.il
Фото: gazeta.aif.ru
Читайте также: