Подземная писанка дарит тепло

Гордей Якимчук с уникальным яйцом, найденным 67 лет назад.

Накануне Светлого воскресения 72-летний донецкий сварщик Владимир Свитящук (работает в КП «Теплосеть), который также является исследователем «Слова о полку Игореве» (его неординарный подход к изучению древнего труда отмечал даже академик Дмитрий Лихачев, о чем «Донбасс» сообщал в сентябре 2009 года), рассказал об удивительной пасхальной находке, увиденной им на Волыни.

- В полесском селе Головно, откуда я родом, мне довелось пообщаться с 78-летним Гордеем Якимчуком. Он сообщил о таинственном яйце, которое нынче хранится у его двоюродного племянника. Мало кто ведает о той находке, в буквальном смысле выпавшей в руки пацанов из недр земли во время войны, - отмечает Владимир Иванович.

Дело было в далеком 1943 году во время немецкой оккупации. У родителей Гордея в урочище Паськи стояла хата, кое-какие дворовые постройки. Он с двоюродным братом Антоном часто пас коров. И однажды хлопцы решили выкопать яму для водопоя. Небольшую, глубиной в два-три метра. Затеяли это в маленькой низине, где грунт был песчаный, мягкий. Чем больше углублялись в землю, тем чаще стенки ямы обваливались. И вдруг вместе с песком и землей выкатилось… пасхальное яйцо.

Пасхальное яйцо, найденное 67 лет назад

Радости пацанов не было предела. Очистили они его от песка, отмыли и побежали показывать взрослым. Вскоре об удивительной находке заговорило всё село. Откуда взялось яйцо в их земле, мнений было много: от старинных подарков крестьян иль панов своим детям до поощрения им литовским князем одного из участников Грюнвальдской битвы, произошедшей в 1410 году. Как раз накануне Великой Отечественной войны неподалеку от тех мест был обнаружен саркофаг с костями одного из военачальников знаменитого сражения, в котором были разгромлены тевтонские рыцари.

Все сходились в одном: подобная находка - к счастью. И для тех, кто обнаружил яйцо, и для их семей. Да и для села тоже. Мол, теперь война покатится в сторону запада, а с фронта большинство мужиков вернутся живыми. Так оно и вышло.

Как дорогой талисман берег писанку Антон Яковлевич. А передал его сыну - Александру.

- Мне удалось подержать эту находку в своих руках, - рассказывает Свитящук. - Подземное яйцо размером - с обычное куриное. Высота - 48,5 мм, окружность в самом толстом месте - 35,5 мм. Имеет светло-коричневый оттенок. На вид - янтарное, хоть, возможно, сделано из гутного стекла. В пользу янтаря говорит цвет, наличие внутри большого количества мелких пузырьков воздуха, ощущение теплоты материала.

На донышке находки, по словам Владимира Ивановича, видны следы обработки режущим предметом. На верхушке - три маленьких точки-скола. Еще на одном из боков - овальное плоское пятнышко, будто кто-то срезал часть. Оказывается, это сделано неизвестным мастером преднамеренно: для того, чтобы яйцо могло лежать на блюдечке или столе, никуда не скатываясь.

- На лицевой стороне, почти на всю величину изделия, - декоративный вензель, - продолжает Свитящук. - В его нижней части - стилизованная ваза, увенчанная короной лучей восходящего солнца. Над ними, посередине яйца, две крупные буквы - «ХВ» (Христос Воскрес). Вправо и влево от краев вазы расходятся стебельки с миниатюрными колокольчиками, что обрамляют эти буквы, придавая им особую выразительность.

Дончанин уверяет, что от яйца исходило некое чистое, светлое, легкое тепло умиротворения и положительной энергии. «И, что самое удивительное, я ощущаю всё это до сих пор», - подчеркивает Свитящук.


Андрей Кривцун.
Читайте также: