Донецкий мастер отыскал Маргариту
- Рита, ты голову потеряла?
Мама стояла в дверях, белея в ночи бязевой ночной рубашкой.
- Я такая счастливая, мамочка! - прошептала Рита, не в силах согнать улыбку с горящих от поцелуев губ.
...Стояла весна 1953 года. Десятиклассница Маргарита, отличница и комсомолка, изменив железному правилу учиться, учиться и только учиться, согласилась сходить с подружкой на «пятачок».
Покорили глаза Есенина
Здесь, на «пятачке» между кирпичными двухэтажками, построенными пленными нем-цами, молодежь устраивала танцы под баян, пацаны курили «Беломор», а девчонки стреляли глазками и лихо выбивали чечетку. Рита стояла под деревом и чувствовала себя нищенкой на чужом пиру.
- Привет, - раздался незнакомый голос. - Ты Рита, а я Егор. Прогуляемся?
Она повернула голову и обмерла: сам Сережка Есенин смотрел на нее шальными глазами и улыбался.
Выпускные экзамены, несмотря на любовь и мамины страхи, были сданы на «отлично», предстояли вступительные в университет, когда умер от инфаркта отец. Мама осталась с тремя детьми, один из которых был слеп от рождения. Вместо университета Рита пошла на завод и поступила на вечернее отделение в культпросветучилище. Металлопрокатный завод строился и расширялся, собирая добровольцев со всего СССР. И однажды Рите предложили организовать в рабочем общежитии библиотеку. Жизнь, пронизанная любовью, обрела сиюминутный высокий смысл. Егор, натура энергичная и романтичная, тоже жаждал подвига. Решение уехать в Воркуту, где шахта сразу давала квартиру и подъемные, он принял самостоятельно. Решив, что поставит любимую перед фактом, вышлет ей вызов, и та, конечно, примчится. Так бы оно и случилось, но в планы вмешалась неучтенная третья сила.
Исчезновение Егора ошеломило Риту. Еще вчера он осыпал ее клятвами, целуя пальчики, и вдруг уехал, не по-прощавшись! А мама не скрывала радости: «И зачем тебе этот шахтер?! Каждый раз трястись - вернется или не вернется...»
Егор Умеренко и Рита Шебанова в первое лето любви. 1953 год (фото из домашнего альбома).
«Предательство» и новое счастье
Первое письмо от Егора пришло через неделю. «Жизнь без тебя немыслима. Мне уже дали ключи от квартиры. На днях вышлю вызов и деньги! Готовься, родная, к новой северной жизни!»
- Дурень ты дурень! - беззлобно проворчала Дарья Никитична, пряча письмо в конверт. - Проворонил свое счастье.
С того раза почтальон тетя Глаша все письма Егора передавала несостоявшейся теще.
«Предательство» первой любви потрясло Маргариту до глубины души, и чтоб скорее забыть Егора, она решила выйти замуж за первого встречного. Бог оказался милостив к комсомолке. «Первым встречным» был Боря Привалов - друг двоюродного брата, влюбившийся в Риту по фотографии. Интеллигентный балагур учился в мединституте и сразу понравился маме. А Рита… Рита выходила замуж, зажмурившись, как будто прыгала с высокой башни. Прыгнуть - прыгнула, но не разбилась!
Любовь пришла, как озарение. Боря оказался надежным и основательным. С ним было спокойно, как у Христа за пазухой. Их дочке исполнилось два месяца, когда молодая мама забежала в свою библиотеку. Обложилась книжками и вдруг услышала до боли знакомый голос:
- Вот и посмотрел на тебя...
На пороге стоял Егор. Возмужавший, с суровым, обветренным лицом.
- Ты? - опешила Рита.
- Прощай! - развернулся Егор.
В тот же вечер она узнала, что Гоша служит на Северном флоте и приезжал к родителям в отпуск. О том, что он ей писал практически каждый день, слал телеграммы и деньги, мать рассказала дочери только спустя много лет...
Лучший город на свете - это Ханты-Мансийск, считает Маргарита Васильевна. Туда получил распределение муж, там прошли лучшие годы жизни. Борис стал заместителем главврача окружной санстанции, а Рита возглавила типографию. Они не чувствовали себя провинциалами: часто бывали в Москве, объездили всю Европу. Счастливый брак оборвался в 1996 году. Перенесшего инфаркт Бориса Рита повезла оперировать в Москву. «Всё будет хорошо», - улыбнулся муж, лежа на каталке. Могла ли она предположить, что эти слова - последние? Без Бориса жизнь потеряла смысл.
- Мама, ищи обмен на Украину, - советовала дочь-москвичка. А Маргарита Васильевна нашла обмен на... Москву.
Вечное лето в песочном домике
Она жила уединенно и тихо - воспоминаниями. Но однажды вечером зазвонил телефон.
- Рита, здравствуй. Прими мои соболезнования, - сказал мужской незнакомый голос. - Это Егор. У меня тоже умерла жена.
- И ты прими мои соболезнования, - растерялась Рита.
- Можно приехать в гости?
- Нет-нет! - испугалась она. - И не думай. Мне мужчины не нужны.
- А звонить хотя бы разрешишь?
- Звонить разрешаю.
И они снова стали общаться. По телефону. Но каждый вечер. Тогда-то Рита и узнала о тех 365 письмах Егора, перевязанных тонкой резинкой, которые мама спустя много лет вернула ему с покаянием. Вернула, когда узнала, что дочкин жених уже не опасен, он тоже женился на «первой встречной» - вольнонаемной своего гарнизона. Катя, как и Борис, оказалась исключительным человеком. Они прожили душа в душу, стоически пережив общее горе - смерть единственного ребенка. Умирая на его руках от лейкемии (Катя - жертва Чернобыля), она прошептала: «Ты не тоскуй, родной! Найди Риту. И передай от меня привет!»
Риту искать не пришлось. Как-то, возвращаясь с кладбища, Егор встретил Надежду. И подружка юности рассказала, что Рита овдовела два месяца назад.
Он приехал в Москву под Новый год. Зашел в прихожую, положил ей руки на плечи - и сорока лет как не бывало. На Риту смотрели есенинские глаза, и она задрожала, как девочка.
Следующий визит нанесла Маргарита. Они шли по поселку детства, и казалось, не было прожитых лет.
- Куда мы идем? - удивилась она, подойдя к песочного цвета домику, где когда-то прошло ее детство.
- Туда, где мы целовались, - улыбнулся Егор.
И тут оказалось, что в память о первой любви он купил квартиру бывших соседей Риты.
В их маленьком мире - вечное лето. Плещется море, зеленеет лес, поют диковинные птицы. И со стен улыбается юная Маргарита, увековеченная кистью влюбленного Мастера. Бывший шахтер, пятнадцать лет отработав в забое, закончил художественное училище в Москве и стал профессиональным художником. Они вместе уже десять лет.
На двоих у них трое внуков, общая юность и... два инфаркта. А еще их первая любовь, та самая, что не ржавеет.
Секрет - в силе желания
О своей первой любви Егор Иванович не забывал ни на день за долгие сорок лет разлуки. Через друзей и родных он собирал о ней весточки и несколько раз, сгорая от мучительной тоски, порывался приехать в Ханты-Мансийск - чтобы хотя бы одним глазком взглянуть на любимую. Удержали здравый смысл и работа. Чтобы хоть как-то унять душевную боль, Мастер стал рисовать свою Маргариту. Портреты, эскизы заполняли квартиру. Хотя бы так, на холсте, она была рядом...
- Сейчас много пишут о силе желания, - говорит Егор Иванович. - И я думаю, в этом действительно есть зерно истины. Если человек стремится к чему-то всей душой и не предает мечту своей жизни, она обязательно сбудется!
Ксения Малышева. Фото автора.